Небесных чинов радование, на земли человеков крепкое предстательство, Пречистая Дево, спаси ны, иже к Тебе прибегающия, яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом.

 

На главную

Вернуться в начало раздела

Описание иконы

О названии иконы

Установление празднования

Молитва

Тропари

Акафист и служба

Списки с иконы

Анализ публикаций

История

- вступление

- 1665-1689

- 1689-1867

- 1868-1938

- 1938-1991

-возвращение  Иконы в 1991 году

с 1991 года

Реставрация

Важные итоги

Материалы

- Издания об иконе

- издание 1898 года

-издание 1912 года

"Албазинская Святыня"

"Амурская Похвала и мира Заступница"

- Закон Амурской области

Чудесные знамения

Видео

 

 

Установление празднования Албазинской иконе Божией Матери

Исторические материалы по мотивации и установлению дня празднования Албазинской иконе Божией Матери весьма подробно изучены и изложены в материалах работы, которая готовится к печати.

Приглашаем вас своими лептами принять участие в издании книги .

 

Статья. АЛБАЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ»: УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА
 

Игумен Варфоломей (Васюков)

19 марта 2015 г.
 

    9/22 марта в церковном календаре отмечен как день празднования Албазинской иконе Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть», которая является Покровительницей Дальневосточного края России. Албазинская икона Божией Матери, прославившаяся на берегах Амура в 1666 году, почитается верующими Приамурья наравне с Владимирским, Казанским, Тихвинским образами Пресвятой Богородицы. К сожалению, об этой иконе Божией Матери мало что известно в Центральной России, а иногда Албазинскую икону по незнанию путают с Абалакской. А между тем история образа Богоматери «Слово плоть бысть» заслуживает большего внимания. Доступная информация о Ней весьма невелика. Настоящей статьей мы попытаемся устранить некоторые неточности по вопросам установления года и мотивации празднования этой святой иконе. К этому побуждает нас недостоверная информация некоторых известных изданий и интернет-ресурсов. Мы опустим историю появления иконы на Дальнем Востоке в XVII веке, а остановимся подробно на установлении праздника.
  

***
   В 1858 году был подписан Айгунский договор, который, в частности, гласил: «Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением российского государства». Таким образом, Амурский край стал законным Российским владением, а через десять лет, в 1868 году, Албазинская икона была доставлена в недавно основанный на левом берегу Амура г. Благовещенск (1858), ставший епархиальным центром обширной Камчатской епархии, куда территориально вошла и Амурская область. Титул архиереев в то время был – «Камчатский, Курильский и Алеутский».
 

Епископу Вениамину (Благонравову), назначенному на кафедру Камчатской епархии после ставшего Митрополитом Московским и Коломенским Иннокентия (Вениаминова), перед его отъездом в Благовещенск жители Сретенска3 передали чудотворную Албазинскую икону для возвращения ее на Амур. «Иркутские епархиальные ведомости» под заголовком «Разрешение на поднесение иконы» так сообщают об этом: «Священник Сретенской церкви Симеон Стуков и г.г. Командующий Бригадою Сретенский командир Бориславский, Батальонный командир Даниловский и другие чины, также старшины и старшие казаки Забайкальского войска, прихожане Сретенской церкви, испрашивали у Его Высокопреосвященства Парфения, Архиепископа Иркутского, разрешение – поднести Его Преосвященству, вновь назначенному на кафедру Камчатской епархии, епископу Вениамину в проезд Его в г. Благовещенск на Амуре, как ревностному распространителю Православия между забайкальскими язычниками, в знак общего к нему уважения, Икону знамения Божией Матери Албазинскую, в том желании, чтоб эта святая Икона снова возвратилась в ту местность, откуда угнетение язычников заставило Ее более ста лет находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного прихода».


По заказу Преосвященного Вениамина для иконы был изготовлен серебряный с позолотой оклад с памятной надписью, которая гласит: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященным Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским 25 июня 1868 года при первом вступлении в свой епархиальный город».

Данную надпись мы впервые приводим полностью, так как в изданиях, касающихся истории иконы, дата в связи со сложностью прочтения (выполнена кириллическим курсивом) или опускалась или приводилась неверно. Так, в «Православной энциклопедии»5 ошибочно указан 1860 год вместо 1868.


Благовещенцы с радостью приняли издавна чтимую Албазинскую святыню как знамение благоволения к ним Самой Царицы Небесной и как залог архипастырского благословения. С того времени началось особое почитание и прославление ее как великой святыни. Перед этой иконой Заступницу рода христианского молили об избавлении от всех жизненных скорбей и бед. В Благовещенске святыню поместили в кафедральном соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенном на высоком берегу великой реки Амур, видимым образом символизируя благословение Царицы Небесной делам переселенцев по освоению обширных Приамурских земель. И получали просимое. Не без основания эта икона с самого начала пребывания ее в Благовещенске, признавалась верующим народом чудотворною.


Вот интересное свидетельство. После отъезда преосвященного Вениамина из Благовещенска в 1873 г., по каким-то непонятным соображениям, признавали неудобным посещение чудотворной иконой Албазинской Божией Матери жилищ горожан для освящения и благословения. Начали забываться устные рассказы и предания о чудесных знамениях благодати и помощи Божией, явленных через святую икону.


Преосвященный епископ Гурий (Буртасовский) по принятии епископства над камчатской паствой в 1885 году от Мартиниана (Муратовского) взял на себя обязанность восстановить чествование Албазинской иконе Божией Матери. Тем более что он сам был свидетелем и соучастником чуда избавления от смертельной опасности его близкой родственницы. Женщина могла умереть во время трудных родов, но именно в то время, когда он читал Акафист пред чудотворной иконой, благополучно родила здорового ребенка. Так, личные переживания пастыря, его уважение к чувствам иркутского архиепископа Вениамина (Благонравова) по отношению к иконе, а также стремление дать православному народу Приамурья религиозно-нравственную опору в невзгодах, которые трудно пережить, если утрачена надежда на небесную помощь, послужили началом к установлению церковного празднования для всей Камчатской епархии. И его стремление прославить святой чудотворный образ, добиться признания ее местной святыней с еженедельным чтением Акафиста и молебным пением было сочувственно принято и местной гражданской властью, и народом. Многие тогда обратили внимание на следующие события. Благовещенск с 1881 года почти беспрерывно подвергался разного рода эпидемиям, особенно дифтериту и скарлатине, и черные флаги над воротами домов, в которых находились больные, наводили ужас на всех сограждан. Со времени же установления Акафиста с молебном (в конце молебна принято было читать молитву, в которой у Божией Матери испрашивалось избавление от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы») и празднования Албазинской иконе Божией Матери (осень 1885 г.) болезни перестали носить эпидемический характер, значительно сократились и случаи смертности от них и в городе, и в его окрестностях.

 
В день установления празднования в честь Албазинской иконы (9 марта 1885 года) с миссионерской целью было образовано Братство Пресвятой Богородицы. Братство имело свою хоругвь «с изображениями – на передней стороне – Благовещения Пресвятой Богородицы, а на задней – лика Богоматери, именуемаго «Слово плоть бысть», - как знамя исповедуемаго нами вселенскаго православия Христовой церкви и нашего «братскаго» единодушия стоять и ратовать за него против всех и всего, кто и что, так или иначе, стремится подорвать его достоинство, силу и значение не только для религиозно-нравственной жизни, но и для жизни гражданской, - особенно же против явных врагов его – местных сектантов…». Хоругвь эта всегда хранилась при Албазинской иконе Божией Матери.

 
Спустя десять лет (1895 г.) епископ Макарий (Дарский) обратился в Святейший Правительствующий Синод с представлением об установлении церковного праздника в честь иконы, о наименовании иконы «Албазинской» и о крестных ходах с чудотворным образом. Этот документ (в настоящее время хранится в Российском государственном историческом архив) до сих пор не подвергался исследованию, поэтому мы впервые приводим его полностью. В своем представлении Святейшему Синоду владыка Макарий раскрывает мотивы установления праздника Албазинской иконе. Вот этот документ (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Предместник мой, преосвященный Гурий, ныне Епископ Самарский и Ставропольский, в своей ревности о преуспеянии паствы в духе веры и благочестия и в выражение особенных чувств благоговения к находящейся в Благовещенском кафедральном соборе древней иконе Богоматери, именуемой «Слово плоть бысть», установил ежегодное празднование в честь ея, приурочив таковое к 9 числу Марта месяца, и чтение акафиста пред сею иконою по воскресным дням.


Не по чувству только уважения к своему предместнику, а и по глубокому убеждению, каковое утвердилось во мне под сильными впечатлениями от разных проявлений народного благоговения к сей святыне и после ознакомления с ея историею, я счел своим долгом не только поддерживать установленное преосвященным Гурием чествование ея, но и способствовать большей ея славе.


Все говорит за то, что иконе должна предлежать слава в долготу дней и в роды родов не только в Благовещенске, но и окрест, – и несомненная древность ея, и история ея, делающая ее особенно досточтимою для Амурского края, и особенное благоговение пред нею православного населения не только Благовещенска, но и почти всей епархии, а в связи с последним и то обстоятельство, что среди православных в Благовещенске и ближайших окрестностях укоренилось немалое количество ярых и фанатичных отрицателей всей внешности православного богослужения, а главным образом иконопочитания, – сектантов молокан и подобных им, с которыми, в виду их страсти к пропаганде своих лжеучений, приходится вести борьбу не столько наступательную, сколько оборонительную…».


Далее епископ Макарий кратко приводит историю Албазинской иконы: «О древности иконы свидетельствует самый вид ея. При взгляде на нее, невольно думается, не принадлежит ли и эта святая икона к числу тех древних икон, нередко чудотворных, каковыя сохраняются, как святыня, во многих местностях обширной Сибири, а занесена сюда с родины первыми храбрыми выходцами из России в этот далекий неведомый край. Некоторые исторические сведения об ней, изложенныя преосвященным Гурием несомненно на основании достоверных источников, в особой брошюре под названием «Албазинская икона Божией Матери», не только утверждают в сей мысли, но и раскрывают ея значение для Амурскаго края. Вот краткая история этой иконы. В 1666 году на Амур вышли казаки, убийцы Илимского воеводы Обухова, и завладели китайским городком Албазин (ныне казачья станица Албазин в 600 верстах выше Благовещенска). С собою они силою увлекли из Киренского острога старца иеромонаха Ермогена. Сей-то последний и принес в Албазин икону Божией Матери именуемую «Слово плоть бысть». В 1685 году названный старец вместе с казаками вынужден был оставить Албазин и поселиться в Забайкалье, нужно полагать в нынешнем Сретенске, где и оставил свою святую икону, а сам возвратился в основанный им в Киренском остроге Троицкий монастырь, когда русские в силу трактата 1689 года должны были оставить свои мечты владеть Амуром. Таким образом эта икона есть древнейшая святыня православная, своим посещением освятившая берега языческаго Амура, – как-бы благословение благочестиваго подвижника русскаго всему отдаленному краю, долженствовавшему, по Божественному Промышлению, войти в пределы нашего православного царства и от него восприять свет евангельскаго учения. В Благовещенск она привезена в 1868 году. Назначенный тогда на Камчатскую кафедру преосвященный Вениамин (впоследствии Архиепископ Иркутский), зная историю ея и благоговея пред старцем Ермогеном, с благословения Архиепископа Иркутскаго, взял ее из Сретенска, как достопамятную для ввереннаго его духовному водительству края, и благословил ею жителей Кафедральнаго города Благовещенска, а с ним и всю свою новую паству, вверив ее, таким образом, заступничеству и покровительству Божией Матери…».


Завершая свое представление, епископ Макарий пишет: «Этой-то достопримечательной для всего Амурскаго края, и в частности для Благовещенска, святыне, забытой почему-то в продолжение десяти с лишним лет, и воздана преосвященным Гурием подобающая честь. Голос Архипастыря и пример его благоговения и молитвеннаго усердия пред сею иконою отозвался в сердцах православных людей, и прежде всего жителей Благовещенска. С тех пор и до сего дня православный люд идет к ней и с горем, и с радостью, усердно посещает акафисты, с глубокою верою совершает молебствия пред нею не только в праздники, но и в будни, с великим благоговением поднимают ее в свои домы для молебствия пред нею по разным обстоятельствам своей жизни, и переполняет собор в годовой праздник в честь ея. Словом, эта святыня подняла религиозный дух православного населения города, стала видимою опорою его на жизненном пути. Такое благоговейное чувство к ней из Благовещенска распространилось и в течение десяти лет утвердилось почти во всей епархии. Копии с нея и «сказания» во множестве разнесены во вся концы ея, и нередко жители не только ближайших, но и отдаленных от Благовещенска мест высказывали и высказывают желание видеть и чествовать у себя подлинную Святыню. Всему этому нельзя не радоваться и не желать большаго и большаго преуспеяния, особенно в виду сектантства, так как в борьбе с ним прежде всего настоит нужда заботиться не столько о вразумлении упорствующих в своих заблуждениях, сколько об удержании в ограде Церкви массы темнаго народа, о подъеме его религиознаго духа.
Представляя вышеупомянутое благовниманию Святейшаго Синода дерзаю смиреннейше ходатайствовать:
1. о преподании благословения на ежегодное празднование в 9-й день Марта месяца в честь находящейся в Благовещенском Кафедральном соборе древней иконы именуемой «Слово плоть бысть»;
2. об утверждении за нею уже вошедшаго в употребление названия «Албазинской», каковое дано ей по месту перваго ея на Амуре, и
3. о разрешении обносить сию святую икону с подобающею честию по епархии».


И Святейший Синод своей резолюцией №2338 от 09.08.1895 года принимает решение: «Обсудив настоящее представление Преосвященнаго Камчатскаго Святейший Синод определяет: разрешить ежегодно 9 Марта празднование в честь находящейся в Благовещенском кафедральном соборе древней иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть», с присвоением ей наименования «Албазинской», не допуская однако, ношения ее по епархии, о чем для сведения и зависящих к исполнению распоряжений, послать Преосвященному Камчатскому указ».


Указ Святейшего Синода № 4142 от 24.08.1895 г. об учреждении праздника в честь иконы «Слово плоть бысть» был опубликован в «Камчатских епархиальных ведомостях».15 С этого времени изображение Албазинской иконы, заключенное в овал, стало помещаться на первой странице «Камчатских епархиальных ведомостей» и на отчетах о деятельности Братства Пресвятой Богородицы.


Приведенные выше документы устраняют неточности ряда современных публикаций относительно мотивов и времени установления празднования чудотворной иконе. Опираясь на них мы установили, что:
- во-первых, местночтимый праздник Албазинской иконе с еженедельным чтением Акафиста перед ней установил в 1885 году епископ Гурий (Буртасовский);
- во-вторых, общецерковное празднование Албазинской иконе учреждено в 1895 году Указом Святейшего Правительствующего Синода по представлению епископа Макария (Дарского).


***
Сегодня чудотворная икона находится в новом кафедральном соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Рёлочном переулке в городе Благовещенске. Святая икона оказалась в центре православной жизни не только Амурской области: с нею совершаются крестные ходы, миссионерские и паломнические путешествия в различные регионы и города России (Сахалин, Магадан, Москва, Чита, Биробиджан, Хабаровск и др.). Икона «живет» полноценной духовной жизнью и организует духовную жизнь вокруг себя.