Установление
празднования Албазинской иконе Божией Матери
Исторические материалы
по мотивации и установлению дня празднования Албазинской
иконе Божией Матери весьма подробно изучены и изложены в
материалах работы, которая готовится к печати.
Приглашаем вас своими
лептами принять участие в издании книги .
Статья. АЛБАЗИНСКАЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ»: УСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАЗДНИКА
Игумен
Варфоломей (Васюков)
19 марта
2015 г.
9/22 марта в церковном
календаре отмечен как день празднования Албазинской иконе
Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть», которая
является Покровительницей Дальневосточного края России.
Албазинская икона Божией Матери, прославившаяся на берегах
Амура в 1666 году, почитается верующими Приамурья наравне с
Владимирским, Казанским, Тихвинским образами Пресвятой
Богородицы. К сожалению, об этой иконе Божией Матери мало
что известно в Центральной России, а иногда Албазинскую
икону по незнанию путают с Абалакской. А между тем история
образа Богоматери «Слово плоть бысть» заслуживает большего
внимания. Доступная информация о Ней весьма невелика.
Настоящей статьей мы попытаемся устранить некоторые
неточности по вопросам установления года и мотивации
празднования этой святой иконе. К этому побуждает нас
недостоверная информация некоторых известных изданий и
интернет-ресурсов. Мы опустим историю появления иконы на
Дальнем Востоке в XVII веке, а остановимся подробно на
установлении праздника.
***
В 1858 году был подписан Айгунский договор, который, в частности,
гласил: «Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до
морского устья р. Амура, да будет владением российского
государства». Таким образом, Амурский край стал законным
Российским владением, а через десять лет, в 1868 году,
Албазинская икона была доставлена в недавно основанный на
левом берегу Амура г. Благовещенск (1858), ставший
епархиальным центром обширной Камчатской епархии, куда
территориально вошла и Амурская область. Титул архиереев в
то время был – «Камчатский, Курильский и Алеутский».
Епископу
Вениамину (Благонравову), назначенному на кафедру Камчатской
епархии после ставшего Митрополитом Московским и Коломенским
Иннокентия (Вениаминова), перед его отъездом в Благовещенск
жители Сретенска3 передали чудотворную Албазинскую икону для
возвращения ее на Амур. «Иркутские епархиальные ведомости»
под заголовком «Разрешение на поднесение иконы» так сообщают
об этом: «Священник Сретенской церкви Симеон Стуков и г.г.
Командующий Бригадою Сретенский командир Бориславский,
Батальонный командир Даниловский и другие чины, также
старшины и старшие казаки Забайкальского войска, прихожане
Сретенской церкви, испрашивали у Его Высокопреосвященства
Парфения, Архиепископа Иркутского, разрешение – поднести Его
Преосвященству, вновь назначенному на кафедру Камчатской
епархии, епископу Вениамину в проезд Его в г. Благовещенск
на Амуре, как ревностному распространителю Православия между
забайкальскими язычниками, в знак общего к нему уважения,
Икону знамения Божией Матери Албазинскую, в том желании,
чтоб эта святая Икона снова возвратилась в ту местность,
откуда угнетение язычников заставило Ее более ста лет
находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного
прихода».
По заказу Преосвященного Вениамина для иконы был изготовлен
серебряный с позолотой оклад с памятной надписью, которая
гласит: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из
Сретенска в Благовещенск Преосвященным Вениамином, епископом
Камчатским, Курильским и Алеутским 25 июня 1868 года при
первом вступлении в свой епархиальный город».
Данную надпись мы впервые приводим полностью, так как в
изданиях, касающихся истории иконы, дата в связи со
сложностью прочтения (выполнена кириллическим курсивом) или
опускалась или приводилась неверно. Так, в «Православной
энциклопедии»5 ошибочно указан 1860 год вместо 1868.
Благовещенцы с радостью приняли издавна чтимую Албазинскую
святыню как знамение благоволения к ним Самой Царицы
Небесной и как залог архипастырского благословения. С того
времени началось особое почитание и прославление ее как
великой святыни. Перед этой иконой Заступницу рода
христианского молили об избавлении от всех жизненных скорбей
и бед. В Благовещенске святыню поместили в кафедральном
соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы,
расположенном на высоком берегу великой реки Амур, видимым
образом символизируя благословение Царицы Небесной делам
переселенцев по освоению обширных Приамурских земель. И
получали просимое. Не без основания эта икона с самого
начала пребывания ее в Благовещенске, признавалась верующим
народом чудотворною.
Вот интересное свидетельство. После отъезда преосвященного
Вениамина из Благовещенска в 1873 г., по каким-то непонятным
соображениям, признавали неудобным посещение чудотворной
иконой Албазинской Божией Матери жилищ горожан для освящения
и благословения. Начали забываться устные рассказы и
предания о чудесных знамениях благодати и помощи Божией,
явленных через святую икону.
Преосвященный епископ Гурий (Буртасовский) по принятии
епископства над камчатской паствой в 1885 году от Мартиниана
(Муратовского) взял на себя обязанность восстановить
чествование Албазинской иконе Божией Матери. Тем более что
он сам был свидетелем и соучастником чуда избавления от
смертельной опасности его близкой родственницы. Женщина
могла умереть во время трудных родов, но именно в то время,
когда он читал Акафист пред чудотворной иконой, благополучно
родила здорового ребенка. Так, личные переживания пастыря,
его уважение к чувствам иркутского архиепископа Вениамина
(Благонравова) по отношению к иконе, а также стремление дать
православному народу Приамурья религиозно-нравственную опору
в невзгодах, которые трудно пережить, если утрачена надежда
на небесную помощь, послужили началом к установлению
церковного празднования для всей Камчатской епархии. И его
стремление прославить святой чудотворный образ, добиться
признания ее местной святыней с еженедельным чтением
Акафиста и молебным пением было сочувственно принято и
местной гражданской властью, и народом. Многие тогда
обратили внимание на следующие события. Благовещенск с 1881
года почти беспрерывно подвергался разного рода эпидемиям,
особенно дифтериту и скарлатине, и черные флаги над воротами
домов, в которых находились больные, наводили ужас на всех
сограждан. Со времени же установления Акафиста с молебном (в
конце молебна принято было читать молитву, в которой у
Божией Матери испрашивалось избавление от «тлетворных ветр и
смертоносныя язвы») и празднования Албазинской иконе Божией
Матери (осень 1885 г.) болезни перестали носить
эпидемический характер, значительно сократились и случаи
смертности от них и в городе, и в его окрестностях.
В день установления празднования в честь Албазинской иконы
(9 марта 1885 года) с миссионерской целью было образовано
Братство Пресвятой Богородицы. Братство имело свою хоругвь
«с изображениями – на передней стороне – Благовещения
Пресвятой Богородицы, а на задней – лика Богоматери,
именуемаго «Слово плоть бысть», - как знамя исповедуемаго
нами вселенскаго православия Христовой церкви и нашего «братскаго»
единодушия стоять и ратовать за него против всех и всего,
кто и что, так или иначе, стремится подорвать его
достоинство, силу и значение не только для
религиозно-нравственной жизни, но и для жизни гражданской, -
особенно же против явных врагов его – местных сектантов…».
Хоругвь эта всегда хранилась при Албазинской иконе Божией
Матери.
Спустя десять лет (1895 г.) епископ Макарий (Дарский)
обратился в Святейший Правительствующий Синод с
представлением об установлении церковного праздника в честь
иконы, о наименовании иконы «Албазинской» и о крестных ходах
с чудотворным образом. Этот документ (в настоящее время
хранится в Российском государственном историческом архив) до
сих пор не подвергался исследованию, поэтому мы впервые
приводим его полностью. В своем представлении Святейшему
Синоду владыка Макарий раскрывает мотивы установления
праздника Албазинской иконе. Вот этот документ (орфография и
пунктуация оригинала сохранены): «Предместник мой,
преосвященный Гурий, ныне Епископ Самарский и
Ставропольский, в своей ревности о преуспеянии паствы в духе
веры и благочестия и в выражение особенных чувств
благоговения к находящейся в Благовещенском кафедральном
соборе древней иконе Богоматери, именуемой «Слово плоть
бысть», установил ежегодное празднование в честь ея,
приурочив таковое к 9 числу Марта месяца, и чтение акафиста
пред сею иконою по воскресным дням.
Не по чувству только уважения к своему предместнику, а и по
глубокому убеждению, каковое утвердилось во мне под сильными
впечатлениями от разных проявлений народного благоговения к
сей святыне и после ознакомления с ея историею, я счел своим
долгом не только поддерживать установленное преосвященным
Гурием чествование ея, но и способствовать большей ея славе.
Все говорит за то, что иконе должна предлежать слава в
долготу дней и в роды родов не только в Благовещенске, но и
окрест, – и несомненная древность ея, и история ея, делающая
ее особенно досточтимою для Амурского края, и особенное
благоговение пред нею православного населения не только
Благовещенска, но и почти всей епархии, а в связи с
последним и то обстоятельство, что среди православных в
Благовещенске и ближайших окрестностях укоренилось немалое
количество ярых и фанатичных отрицателей всей внешности
православного богослужения, а главным образом иконопочитания,
– сектантов молокан и подобных им, с которыми, в виду их
страсти к пропаганде своих лжеучений, приходится вести
борьбу не столько наступательную, сколько оборонительную…».
Далее епископ Макарий кратко приводит историю Албазинской
иконы: «О древности иконы свидетельствует самый вид ея. При
взгляде на нее, невольно думается, не принадлежит ли и эта
святая икона к числу тех древних икон, нередко чудотворных,
каковыя сохраняются, как святыня, во многих местностях
обширной Сибири, а занесена сюда с родины первыми храбрыми
выходцами из России в этот далекий неведомый край. Некоторые
исторические сведения об ней, изложенныя преосвященным
Гурием несомненно на основании достоверных источников, в
особой брошюре под названием «Албазинская икона Божией
Матери», не только утверждают в сей мысли, но и раскрывают
ея значение для Амурскаго края. Вот краткая история этой
иконы. В 1666 году на Амур вышли казаки, убийцы Илимского
воеводы Обухова, и завладели китайским городком Албазин
(ныне казачья станица Албазин в 600 верстах выше
Благовещенска). С собою они силою увлекли из Киренского
острога старца иеромонаха Ермогена. Сей-то последний и
принес в Албазин икону Божией Матери именуемую «Слово плоть
бысть». В 1685 году названный старец вместе с казаками
вынужден был оставить Албазин и поселиться в Забайкалье,
нужно полагать в нынешнем Сретенске, где и оставил свою
святую икону, а сам возвратился в основанный им в Киренском
остроге Троицкий монастырь, когда русские в силу трактата
1689 года должны были оставить свои мечты владеть Амуром.
Таким образом эта икона есть древнейшая святыня
православная, своим посещением освятившая берега языческаго
Амура, – как-бы благословение благочестиваго подвижника
русскаго всему отдаленному краю, долженствовавшему, по
Божественному Промышлению, войти в пределы нашего
православного царства и от него восприять свет евангельскаго
учения. В Благовещенск она привезена в 1868 году.
Назначенный тогда на Камчатскую кафедру преосвященный
Вениамин (впоследствии Архиепископ Иркутский), зная историю
ея и благоговея пред старцем Ермогеном, с благословения
Архиепископа Иркутскаго, взял ее из Сретенска, как
достопамятную для ввереннаго его духовному водительству
края, и благословил ею жителей Кафедральнаго города
Благовещенска, а с ним и всю свою новую паству, вверив ее,
таким образом, заступничеству и покровительству Божией
Матери…».
Завершая свое представление, епископ Макарий пишет: «Этой-то
достопримечательной для всего Амурскаго края, и в частности
для Благовещенска, святыне, забытой почему-то в продолжение
десяти с лишним лет, и воздана преосвященным Гурием
подобающая честь. Голос Архипастыря и пример его
благоговения и молитвеннаго усердия пред сею иконою
отозвался в сердцах православных людей, и прежде всего
жителей Благовещенска. С тех пор и до сего дня православный
люд идет к ней и с горем, и с радостью, усердно посещает
акафисты, с глубокою верою совершает молебствия пред нею не
только в праздники, но и в будни, с великим благоговением
поднимают ее в свои домы для молебствия пред нею по разным
обстоятельствам своей жизни, и переполняет собор в годовой
праздник в честь ея. Словом, эта святыня подняла религиозный
дух православного населения города, стала видимою опорою его
на жизненном пути. Такое благоговейное чувство к ней из
Благовещенска распространилось и в течение десяти лет
утвердилось почти во всей епархии. Копии с нея и «сказания»
во множестве разнесены во вся концы ея, и нередко жители не
только ближайших, но и отдаленных от Благовещенска мест
высказывали и высказывают желание видеть и чествовать у себя
подлинную Святыню. Всему этому нельзя не радоваться и не
желать большаго и большаго преуспеяния, особенно в виду
сектантства, так как в борьбе с ним прежде всего настоит
нужда заботиться не столько о вразумлении упорствующих в
своих заблуждениях, сколько об удержании в ограде Церкви
массы темнаго народа, о подъеме его религиознаго духа.
Представляя вышеупомянутое благовниманию Святейшаго Синода
дерзаю смиреннейше ходатайствовать:
1. о преподании благословения на ежегодное празднование в
9-й день Марта месяца в честь находящейся в Благовещенском
Кафедральном соборе древней иконы именуемой «Слово плоть
бысть»;
2. об утверждении за нею уже вошедшаго в употребление
названия «Албазинской», каковое дано ей по месту перваго ея
на Амуре, и
3. о разрешении обносить сию святую икону с подобающею
честию по епархии».
И Святейший Синод своей резолюцией №2338 от 09.08.1895 года
принимает решение: «Обсудив настоящее представление
Преосвященнаго Камчатскаго Святейший Синод определяет:
разрешить ежегодно 9 Марта празднование в честь находящейся
в Благовещенском кафедральном соборе древней иконы Божией
Матери, именуемой «Слово плоть бысть», с присвоением ей
наименования «Албазинской», не допуская однако, ношения ее
по епархии, о чем для сведения и зависящих к исполнению
распоряжений, послать Преосвященному Камчатскому указ».
Указ Святейшего Синода № 4142 от 24.08.1895 г. об учреждении
праздника в честь иконы «Слово плоть бысть» был опубликован
в «Камчатских епархиальных ведомостях».15 С этого времени
изображение Албазинской иконы, заключенное в овал, стало
помещаться на первой странице «Камчатских епархиальных
ведомостей» и на отчетах о деятельности Братства Пресвятой
Богородицы.
Приведенные выше документы устраняют неточности ряда
современных публикаций относительно мотивов и времени
установления празднования чудотворной иконе. Опираясь на них
мы установили, что:
- во-первых, местночтимый праздник Албазинской иконе с
еженедельным чтением Акафиста перед ней установил в 1885
году епископ Гурий (Буртасовский);
- во-вторых, общецерковное празднование Албазинской иконе
учреждено в 1895 году Указом Святейшего Правительствующего
Синода по представлению епископа Макария (Дарского).
***
Сегодня чудотворная икона находится в новом кафедральном
соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на
Рёлочном переулке в городе Благовещенске. Святая икона
оказалась в центре православной жизни не только Амурской
области: с нею совершаются крестные ходы, миссионерские и
паломнические путешествия в различные регионы и города
России (Сахалин, Магадан, Москва, Чита, Биробиджан,
Хабаровск и др.). Икона «живет» полноценной духовной жизнью
и организует духовную жизнь вокруг себя.
|