1
период
истории Албазинской
иконы Божией Матери
- 1665-1689 гг.:
от принесения
иконы в Приамурье до Нерчинского договора
Великая святыня Приамурья, свое название «Албазинская»
получила по наименованию русской крепости Албазин (ныне село
Албазино) в верхнем течении реки Амур. Крепость была
основана в 1650 году знаменитым русским землепроходцем
казачьим атаманом Ерофеем Хабаровым на месте захваченного им
городка даурского князя Албазы. Так утверждают некоторые
ученые, например, Е.Л. Беспрозванных, но не все согласны с
этой точкой зрения. Историк А.Р. Артемьев считает, что отряд
Хабарова осенью 1650 г. «…попросту занял покинутый даурами
городок, где участники экспедиции перезимовали», а потом
сожгли, когда уходили в июне 1651 г.
В канун праздника Благовещения, 24
марта 1652 года, произошло первое на Амуре столкновение
отрядов русских казаков и маньчжурских войск при Ачанском
остроге. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были
разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для
русских благим предзнаменованием. Но борьба только
начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить
смертную чашу в битве за Амур – за торжество Православия на
Дальнем Востоке.
В июне 1658 года албазинский отряд – 270 казаков во главе с Онуфрием
Степановым, попал в засаду и в геройском бою был почти
полностью уничтожен маньчжурами.
В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое
знамение Своей милости к Амурской земле.
В 1665-1666 годах отряд Никифора Черниговского (Никифор
Черниговский был поляк, и за что он был в ссылке,
неизвестно. Жил в усть-кутском остроге и был досмотрщиком за
соляными промыслами. В 1665 году в острог этот прибыл
илимский воевода Лаврентий Обухов, которому очень
понравилась жена Черниговского и он забрал ее с собой в
Илимск. Черниговский решился отмстить за это; собрав
товарищей, он напал на воеводу, убил его и прислугу,
захватил имущество и воеводское и казенное и затем, набрав
себе шайку подходящих молодцов, двинулся на Амур.
) из 84-х беглых казаков возвел острог на месте сгоревшего
Албазина. Эти казаки убили на Лене (в устье реки Киренги)
притеснявшего их илимского воеводу Л.А.Обухова «…за
невозможное свое терпение, что он Лаврентей, приезжая к нам
в Усть-Киренскую волость, жен их насильничал, а животы их
вымучивал».
Под началом Черниговского на Амуре была создана вольная
казачья республика. Обустроившись на новом месте, казаки
предприняли активные действия, чтобы оправдать себя и
заслужить у властей прощение. Для достижения этой цели они
привели к покорности окружавшее их местное население и стали
брать с него ясак (дань).
Население Албазина постепенно увеличивалось. Сюда стекались
казаки и промышленные люди из остатков разных экспедиций,
беглые крестьяне из Сибири и так называемые «гулящие люди».
Вокруг острога появились заимки, зимовья, деревни с русским
населением.
В 1670 году Нерчинский воевода Данило Аршинский официально
обратился к Никифору Черниговскому, повелев, «без указу
великих государей Даур не воевать», а в отписке царю
называет его «Албазинского острогу приказным человеком». В
этом же году Черниговский отправил весь собранный ясак в
Москву через нерчинского воеводу, приложив «повинную
челобитную», в которой признавал свою вину в убийстве
Л.А.Обухова. Челобитная была подписана всеми албазинцами,
бежавшими со своим атаманом с Лены, в числе 101 человека.
Казаки Никифора Черниговского, несмотря на челобитную,
хорошо понимали, что за расправу с воеводой Обуховым им
может грозить смертная казнь, решили бежать подальше от
властной руки государя. Уход на поселение в дальние края,
где нет церковной жизни, был для православных людей сопряжен
с чрезвычайно осложняющими их жизнь обстоятельствами: без
священника нельзя было христианским обычаем схоронить
покойника, исповедаться, крестить новорожденных, отмечать
важнейшие христианские праздники и решать многие другие
дела, без которых обустройство на новом месте оставалось бы
ущербным. Поэтому, уходя на Амур, они, возможно, силою взяли
с собой иеромонаха Гермогена, основателя Киренского
монастыря.
Гермоген, отправляясь в Даурские земли, взял с собой иконы,
поскольку, во-первых, без них невозможна ни церковная
служба, ни полноценная частная молитва православного
человека, а во-вторых, иконы и тогда почитались в народе как
чудодейственные святыни, в которых заключена божественная
могучая охранительная сила. Присутствие иеромонаха Гермогена
среди людей, выступивших против душегуба и насильника
воеводы Обухова может объясняться, по-видимому, также тем,
что роль православного священника в XVII веке не
ограничивалась только богослужением и требами. Зачастую
священник выступал защитником притесняемых власть имущими. В
церквах при священнике могли храниться челобитные на
произвол воевод и подобные документы, требующие защиты
«малых сих». Поэтому нельзя исключать, что Гермоген принял
хотя и вынужденное обстоятельствами, но все же в немалой
степени добровольное решение уйти с казаками, отомстившими
воеводе Л.А. Обухову за содеянные злодеяния. Возможно,
смирившись с волей казаков и помня о долге пастыря, Гермоген
расценил произошедшее как Промысл Божий и отправился в
дальний путь без острых прений с казачьей ватагой.
Иеромонах Гермоген стал строителем первых в Приамурье храмов
и монастыря. Опыт строителя у него уже был. Известно, что в
1663 году он подавал челобитную тому же самому илимскому
воеводе Лаврентию Обухову и получил разрешение «построить
монастырь и собрать братию». Земли под строительство
отводились по рекам Лене и Киренге. Затем он направил
архиепископу Тобольскому и Сибирскому Симеону прошение
разрешить строительство церкви. Вскоре она была заложена.
Церковь была освящена в честь Святой Троицы, а приделы
посвятили Сретению чудотворной Владимирской иконы Божией
Матери и святому Алексию человеку Божию.
На Амуре старец Гермоген занялся тем, что ему не удалось
завершить в Киренском монастыре. В «Росписном списке
Албазинского острога, составленном сыном Боярским Семеном
Вешняковым по принятии его от прикащика Никифора
Черниговского», относящемся к 1674 году, упоминаются
Воскресенская часовня «в надолбах» у Албазинского острога,
часовня во имя святого Николая Чудотворца – на заимке на
Лавкаевом лугу, Воскресенская церковь, строившаяся на
территории острога.
Несколько раньше, в 1671 году, по благословению патриарха
Иоасафа II, старец Гермоген основал Спасский монастырь в
урочище Брусяный камень, остатки которого сохранились до сих
пор. По другую сторону Албазина, в одной версте вниз по
Амуру, старцем Гермогеном с братией была устроена еще
пустынь с церковью и основано пашенное хозяйство.
Монастырь был возведён на средства албазинских казаков,
которые принимали участие в строительстве, а также на
мирские подаяния, которые иноки собирали «ходя по миру с
иконою». Возле монастыря возникла крестьянская слобода
Монастырщина, жители которой обрабатывали монастырские
земли. Вскоре рядом были основаны ещё несколько крестьянских
селений: Солдатово, Игнашино, Озёрное, Покровское,
Андрюшкина слобода и Паново. Во всех этих селениях их
обитатели занимались земледелием, которое давало из года в
год обильные урожаи разнообразных сельскохозяйственных
культур. Удобное географическое положение Албазина и его
окрестностей, располагающихся на луговой поляне, защищённой
от северных ветров возвышенностями, привлекало поселенцев,
хотя и не все прибывали сюда по доброй воле. В 1672-1673
годах в Албазин прибыло несколько десятков крестьянских и
казачьих семей, сосланных сюда за участие в восстании
Степана Разина. Они образовали Покровское и некоторые другие
селения.
В отстроенном старцем Гермогеном монастыре и его подворье
подвизались всего 4 монаха, которые зарабатывали себе на
пропитание тем, что мололи албазинцам на двух монастырских
мельницах зерно, а также занимались кузнечным делом. В этом
монастыре Гермогеном была помещена икона Пресвятой
Богородицы, именуемая «Слово плоть бысть» и считавшаяся еще
до принесения ее на Амур чудотворной.
15 марта 1672 года в Москве был издан царский указ, по
которому Никифор Черниговский приговаривался к смертной
казни, а часть его сподвижников по делу шестилетней давности
к жестоким наказаниям. Но уже через два дня, «по былым
обычаям», вышел новый указ, которым Черниговский подлежал
помилованию и назначался царским приказчиком в Албазине. В
царском указе говорилось: «…В день святого ангела великого
государя всея Руси повелеваем сжечь грамоту нашу о казни
вора и грабителя Никифора Черниговского со товарищами. Воров
тех милуем, и надобно их сыскать и отныне ворами не
злословить, осыпать почетом и наградами. Никифора же
Черниговского именем нашим, великого государя всея Руси,
ставим приказчиком Албазина, а рать его именуем русским
воинством царским и шлем жалованье две тысячи серебром. И
пусть Никифор Черниговский с казаками те рубежи на
Амуре-реке сторожит и на тех рубежах стоит насмерть…».
В те трудные годы освоения обширных восточных земель именно
православное духовенство явилось главным носителем духовной
крепости, духовной и материальной культуры первопроходцев.
Известно, что ещё в дружине Ермака действовала походная
часовня. Понятно и желание беглых казаков в Приамурье
непременно иметь в каждом своем отряде священника при уходе
их в неизведанные, труднодоступные края.
Русские первопроходцы, достигавшие восточных окраин Руси
стали там первыми христианами. Общим обязательным правилом
поселенцев было: «где зимовье ясашное, там и крест или
впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь
и пушка, где город, там управление воеводское, огнестрельные
снаряды и монастырь, кроме церкви».
В 1665-1682 годах Албазинский острог (рис.3) в плане имел
прямоугольную форму и размеры 28х39 м. Острог был окружен
рвом, имевшим три сажени в ширину и полторы - в глубину; за
рвом, с двух сторон острога, в два яруса были вбиты в землю
надолбы и в шесть рядов так называемый «чеснок» - специально
вбитые острые колья. Кроме двух церквей, в остроге числились
приказная изба, другие служебные помещения и четыре жилых
двора, в том числе и воеводский. Около острога находился
посад с 53-мя «жилецкими» дворами и сразу же начинались
пашни.
Местное население, приобщаясь к русской православной
культуре, мирно вливалось в состав многонационального
Русского государства, находило у русских защиту от жестоких,
опустошительных набегов маньчжурских войск. В Москве не
забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную
оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было
образовано Албазинское воеводство и прислана серебряная
печать с двуглавым орлом. Заботились церковные власти и о
духовном окормлении приамурских племен.
При патриархе Иоасафа II продолжалась миссионерская
деятельность Русской Церкви. В отношении принявших крещение
осуществлялась особая покровительственная политика. Рядовых
общинников зачисляли в списки служилых людей, родоплеменную
знать - в детей боярских. Новокрещенные освобождались от
ясачной повинности и наделялись землями, получали некоторые
преимущества перед своими сородичами – язычниками.
Московский Собор 1681-1682 годов принял решение о посылке в
дальние города, на Лену и Амур, «в дауры», «людей духовных –
архимандритов, игуменов или священников, добрых и
учительных, для просвещения неверующих христианским
законам». Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому
Крещению, большое значение имело обращение в Православие
даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим
сыном Катанаем, в крещении Павлом.
Между тем, с маньчжурской стороны готовилось новое
нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июня 1685
года маньчжуры подошли к Албазину с 15-тысячным войском и
окружили крепость, угрожая полным истреблением. В крепости
находилось тогда 450 русских воинов с тремя пушками. Первый
штурм был отбит ее защитниками под предводительством воеводы
Алексея Толбузина. Тогда нападавшие со всех сторон обложили
деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли.
Дальнейшая оборона стала невозможной. По совету мудрого
старца Гермогена русские вошли в переговоры с маньчжурами,
чтобы те предоставили им возможность беспрепятственно
покинуть осажденную крепость. Противник, испытывая к тому
времени истощение физических сил и боевых средств, охотно
пошел на это. Со знаменами и святынями, среди которых была
чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке
покинул обреченную крепость.
Но Божия Матерь не оставила Албазинский острог Своим заступлением.
Разведчики вскоре донесли, что маньчжуры вдруг «наспех, днем
и ночью» стали уходить из Албазина, в спешке даже не
исполнив приказ богдыхана Канси (Сюань Е) (богдыханом в
русских грамотах XVI-XVII веков называли китайских
императоров) – уничтожить засеянные русскими поля.
Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только
изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб,
которого хватило потом восстановленному городу на
несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь
были в Албазине.
Через год крепость снова была осаждена. Началась героическая
пятимесячная оборона Албазина – знаменитое «Албазинское сидение»,
занимающее почетное место в истории Русской боевой славы.
Трижды - в июле, сентябре, октябре - войска богдыхана
штурмовали деревянные укрепления. Огненные стрелы и
раскаленные ядра градом осыпали Албазин. Бои были такими,
что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в
огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от
жестоких врагов, хотя в это время чудотворной иконы в
остроге уже не было.
К декабрю 1686 года, когда нападавшие, признав свое
бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826-ти его
защитников оставалось всего 150 человек. Для новой возможной
войны с многочисленным войском китайского императора Канси
этих сил было явно недостаточно. В августе 1689 года часть
уцелевших казаков во главе с Василием Смиренниковым – одним
из славных героев албазинской обороны покинула Албазин.
Согласно Нерчинскому договору (27 августа 1689 г.)
укрепления Албазинского острога были срыты. К этому
обязывала статья 3 этого Договора: «Город Албазин, которой
построен был с стороны царского величества, разорить до
основания и тамо пребывающие люди со всеми при них будущими
воинскими и иными припасы да изведены будут в сторону
царского величества и ни малого убытку или каких малых вещей
от них тамо оставлено будет».
|