|  1
					период истории Албазинской 
					иконы Божией Матери - 1665-1689 гг.:  от принесения 
					иконы в Приамурье до Нерчинского договора           
					Великая святыня Приамурья, свое название «Албазинская» 
					получила по наименованию русской крепости Албазин (ныне село 
					Албазино) в верхнем течении реки Амур. Крепость была 
					основана в 1650 году знаменитым русским землепроходцем 
					казачьим атаманом Ерофеем Хабаровым на месте захваченного им 
					городка даурского князя Албазы. Так утверждают некоторые 
					ученые, например, Е.Л. Беспрозванных, но не все согласны с 
					этой точкой зрения. Историк А.Р. Артемьев считает, что отряд 
					Хабарова осенью 1650 г. «…попросту занял покинутый даурами 
					городок, где участники экспедиции перезимовали», а потом 
					сожгли, когда уходили в июне 1651 г. В канун праздника Благовещения, 24 
					марта 1652 года, произошло первое на Амуре столкновение 
					отрядов русских казаков и маньчжурских войск при Ачанском 
					остроге. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были 
					разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для 
					русских благим предзнаменованием. Но борьба только 
					начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить 
					смертную чашу в битве за Амур – за торжество Православия на 
					Дальнем Востоке.
 
         
					В июне 1658 года албазинский отряд – 270 казаков во главе с Онуфрием 
					Степановым, попал в засаду и в геройском бою был почти 
					полностью уничтожен маньчжурами.
         
					В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое 
					знамение Своей милости к Амурской земле. 
      
					В 1665-1666 годах отряд Никифора Черниговского (Никифор 
					Черниговский был поляк, и за что он был в ссылке, 
					неизвестно. Жил в усть-кутском остроге и был досмотрщиком за 
					соляными промыслами. В 1665 году в острог этот прибыл 
					илимский воевода Лаврентий Обухов, которому очень 
					понравилась жена Черниговского и он забрал ее с собой в 
					Илимск. Черниговский решился отмстить за это; собрав 
					товарищей, он напал на воеводу, убил его и прислугу, 
					захватил имущество и воеводское и казенное и затем, набрав 
					себе шайку подходящих молодцов, двинулся на Амур. 
					) из 84-х беглых казаков возвел острог на месте сгоревшего 
					Албазина. Эти казаки убили на Лене (в устье реки Киренги) 
					притеснявшего их илимского воеводу Л.А.Обухова «…за 
					невозможное свое терпение, что он Лаврентей, приезжая к нам 
					в Усть-Киренскую волость, жен их насильничал, а животы их 
					вымучивал».
         
					Под началом Черниговского на Амуре была создана вольная 
					казачья республика. Обустроившись на новом месте, казаки 
					предприняли активные действия, чтобы оправдать себя и 
					заслужить у властей прощение. Для достижения этой цели они 
					привели к покорности окружавшее их местное население и стали 
					брать с него ясак (дань). 
         
					Население Албазина постепенно увеличивалось. Сюда стекались 
					казаки и промышленные люди из остатков разных экспедиций, 
					беглые крестьяне из Сибири и так называемые «гулящие люди». 
					Вокруг острога появились заимки, зимовья, деревни с русским 
					населением.
         
					В 1670 году Нерчинский воевода Данило Аршинский официально 
					обратился к Никифору Черниговскому, повелев, «без указу 
					великих государей Даур не воевать», а в отписке царю 
					называет его «Албазинского острогу приказным человеком». В 
					этом же году Черниговский отправил весь собранный ясак в 
					Москву через нерчинского воеводу, приложив «повинную 
					челобитную», в которой признавал свою вину в убийстве 
					Л.А.Обухова. Челобитная была подписана всеми албазинцами, 
					бежавшими со своим атаманом с Лены, в числе 101 человека.
         
					Казаки Никифора Черниговского, несмотря на челобитную, 
					хорошо понимали, что за расправу с воеводой Обуховым им 
					может грозить смертная казнь, решили бежать подальше от 
					властной руки государя. Уход на поселение в дальние края, 
					где нет церковной жизни, был для православных людей сопряжен 
					с чрезвычайно осложняющими их жизнь обстоятельствами: без 
					священника нельзя было христианским обычаем схоронить 
					покойника, исповедаться, крестить новорожденных, отмечать 
					важнейшие христианские праздники и решать многие другие 
					дела, без которых обустройство на новом месте оставалось бы 
					ущербным. Поэтому, уходя на Амур, они, возможно, силою взяли 
					с собой иеромонаха Гермогена, основателя Киренского 
					монастыря. 
         
					Гермоген, отправляясь в Даурские земли, взял с собой иконы, 
					поскольку, во-первых, без них невозможна ни церковная 
					служба, ни полноценная частная молитва православного 
					человека, а во-вторых, иконы и тогда почитались в народе как 
					чудодейственные святыни, в которых заключена божественная 
					могучая охранительная сила. Присутствие иеромонаха Гермогена 
					среди людей, выступивших против душегуба и насильника 
					воеводы Обухова может объясняться, по-видимому, также тем, 
					что роль православного священника в XVII веке не 
					ограничивалась только богослужением и требами. Зачастую 
					священник выступал защитником притесняемых власть имущими. В 
					церквах при священнике могли храниться челобитные на 
					произвол воевод и подобные документы, требующие защиты 
					«малых сих». Поэтому нельзя исключать, что Гермоген принял 
					хотя и вынужденное обстоятельствами, но все же в немалой 
					степени добровольное решение уйти с казаками, отомстившими 
					воеводе Л.А. Обухову за содеянные злодеяния. Возможно, 
					смирившись с волей казаков и помня о долге пастыря, Гермоген 
					расценил произошедшее как Промысл Божий и отправился в 
					дальний путь без острых прений с казачьей ватагой. 
         
					Иеромонах Гермоген стал строителем первых в Приамурье храмов 
					и монастыря. Опыт строителя у него уже был. Известно, что в 
					1663 году он подавал челобитную тому же самому илимскому 
					воеводе Лаврентию Обухову и получил разрешение «построить 
					монастырь и собрать братию». Земли под строительство 
					отводились по рекам Лене и Киренге. Затем он направил 
					архиепископу Тобольскому и Сибирскому Симеону прошение 
					разрешить строительство церкви. Вскоре она была заложена. 
					Церковь была освящена в честь Святой Троицы, а приделы 
					посвятили Сретению чудотворной Владимирской иконы Божией 
					Матери и святому Алексию человеку Божию. 
            
					На Амуре старец Гермоген занялся тем, что ему не удалось 
					завершить в Киренском монастыре. В «Росписном списке 
					Албазинского острога, составленном сыном Боярским Семеном 
					Вешняковым по принятии его от прикащика Никифора 
					Черниговского», относящемся к 1674 году, упоминаются 
					Воскресенская часовня «в надолбах» у Албазинского острога, 
					часовня во имя святого Николая Чудотворца – на заимке на 
					Лавкаевом лугу, Воскресенская церковь, строившаяся на 
					территории острога. 
         
					Несколько раньше, в 1671 году, по благословению патриарха 
					Иоасафа II, старец Гермоген основал Спасский монастырь в 
					урочище Брусяный камень, остатки которого сохранились до сих 
					пор. По другую сторону Албазина, в одной версте вниз по 
					Амуру, старцем Гермогеном с братией была устроена еще 
					пустынь с церковью и основано пашенное хозяйство. 
         
					Монастырь был возведён на средства албазинских казаков, 
					которые принимали участие в строительстве, а также на 
					мирские подаяния, которые иноки собирали «ходя по миру с 
					иконою». Возле монастыря возникла крестьянская слобода 
					Монастырщина, жители которой обрабатывали монастырские 
					земли. Вскоре рядом были основаны ещё несколько крестьянских 
					селений: Солдатово, Игнашино, Озёрное, Покровское, 
					Андрюшкина слобода и Паново. Во всех этих селениях их 
					обитатели занимались земледелием, которое давало из года в 
					год обильные урожаи разнообразных сельскохозяйственных 
					культур. Удобное географическое положение Албазина и его 
					окрестностей, располагающихся на луговой поляне, защищённой 
					от северных ветров возвышенностями, привлекало поселенцев, 
					хотя и не все прибывали сюда по доброй воле. В 1672-1673 
					годах в Албазин прибыло несколько десятков крестьянских и 
					казачьих семей, сосланных сюда за участие в восстании 
					Степана Разина. Они образовали Покровское и некоторые другие 
					селения.
         
					В отстроенном старцем Гермогеном монастыре и его подворье 
					подвизались всего 4 монаха, которые зарабатывали себе на 
					пропитание тем, что мололи албазинцам на двух монастырских 
					мельницах зерно, а также занимались кузнечным делом. В этом 
					монастыре Гермогеном была помещена икона Пресвятой 
					Богородицы, именуемая «Слово плоть бысть» и считавшаяся еще 
					до принесения ее на Амур чудотворной.
         
					15 марта 1672 года в Москве был издан царский указ, по 
					которому Никифор Черниговский приговаривался к смертной 
					казни, а часть его сподвижников по делу шестилетней давности 
					к жестоким наказаниям. Но уже через два дня, «по былым 
					обычаям», вышел новый указ, которым Черниговский подлежал 
					помилованию и назначался царским приказчиком в Албазине. В 
					царском указе говорилось: «…В день святого ангела великого 
					государя всея Руси повелеваем сжечь грамоту нашу о казни 
					вора и грабителя Никифора Черниговского со товарищами. Воров 
					тех милуем, и надобно их сыскать и отныне ворами не 
					злословить, осыпать почетом и наградами. Никифора же 
					Черниговского именем нашим, великого государя всея Руси, 
					ставим приказчиком Албазина, а рать его именуем русским 
					воинством царским и шлем жалованье две тысячи серебром. И 
					пусть Никифор Черниговский с казаками те рубежи на 
					Амуре-реке сторожит и на тех рубежах стоит насмерть…». 
         
					В те трудные годы освоения обширных восточных земель именно 
					православное духовенство явилось главным носителем духовной 
					крепости, духовной и материальной культуры первопроходцев. 
					Известно, что ещё в дружине Ермака действовала походная 
					часовня. Понятно и желание беглых казаков в Приамурье 
					непременно иметь в каждом своем отряде священника при уходе 
					их в неизведанные, труднодоступные края.
         
					Русские первопроходцы, достигавшие восточных окраин Руси 
					стали там первыми христианами. Общим обязательным правилом 
					поселенцев было: «где зимовье ясашное, там и крест или 
					впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь 
					и пушка, где город, там управление воеводское, огнестрельные 
					снаряды и монастырь, кроме церкви».
         
					В 1665-1682 годах Албазинский острог (рис.3) в плане имел 
					прямоугольную форму и размеры 28х39 м. Острог был окружен 
					рвом, имевшим три сажени в ширину и полторы - в глубину; за 
					рвом, с двух сторон острога, в два яруса были вбиты в землю 
					надолбы и в шесть рядов так называемый «чеснок» - специально 
					вбитые острые колья. Кроме двух церквей, в остроге числились 
					приказная изба, другие служебные помещения и четыре жилых 
					двора, в том числе и воеводский. Около острога находился 
					посад с 53-мя «жилецкими» дворами и сразу же начинались 
					пашни.
         
					Местное население, приобщаясь к русской православной 
					культуре, мирно вливалось в состав многонационального 
					Русского государства, находило у русских защиту от жестоких, 
					опустошительных набегов маньчжурских войск. В Москве не 
					забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную 
					оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было 
					образовано Албазинское воеводство и прислана серебряная 
					печать с двуглавым орлом. Заботились церковные власти и о 
					духовном окормлении приамурских племен. 
         
					При патриархе Иоасафа II продолжалась миссионерская 
					деятельность Русской Церкви. В отношении принявших крещение 
					осуществлялась особая покровительственная политика. Рядовых 
					общинников зачисляли в списки служилых людей, родоплеменную 
					знать - в детей боярских. Новокрещенные освобождались от 
					ясачной повинности и наделялись землями, получали некоторые 
					преимущества перед своими сородичами – язычниками.
         
					Московский Собор 1681-1682 годов принял решение о посылке в 
					дальние города, на Лену и Амур, «в дауры», «людей духовных – 
					архимандритов, игуменов или священников, добрых и 
					учительных, для просвещения неверующих христианским 
					законам». Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому 
					Крещению, большое значение имело обращение в Православие  
					даурского  князя  Гантимура, в крещении Петра, со старшим 
					сыном Катанаем, в крещении Павлом.
         
					Между тем, с маньчжурской стороны готовилось новое 
					нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июня 1685 
					года маньчжуры подошли к Албазину с 15-тысячным войском и 
					окружили крепость, угрожая полным истреблением. В крепости 
					находилось тогда 450 русских воинов с тремя пушками. Первый 
					штурм был отбит ее защитниками под предводительством воеводы 
					Алексея Толбузина. Тогда нападавшие со всех сторон обложили 
					деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. 
					Дальнейшая оборона стала невозможной. По совету мудрого 
					старца Гермогена русские вошли в переговоры с маньчжурами, 
					чтобы те предоставили им возможность беспрепятственно 
					покинуть осажденную крепость. Противник, испытывая к тому 
					времени истощение физических сил и боевых средств, охотно 
					пошел на это. Со знаменами и святынями, среди которых была 
					чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке 
					покинул обреченную крепость.
         
					Но Божия Матерь не оставила Албазинский острог Своим заступлением. 
					Разведчики вскоре донесли, что маньчжуры вдруг «наспех, днем 
					и ночью» стали уходить из Албазина, в спешке даже не 
					исполнив приказ богдыхана Канси (Сюань Е) (богдыханом в 
					русских грамотах XVI-XVII веков называли китайских 
					императоров) – уничтожить засеянные русскими поля. 
         
					Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только 
					изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, 
					которого хватило потом восстановленному городу  на  
					несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь 
					были в Албазине.
         
					Через год крепость снова была осаждена. Началась героическая 
					пятимесячная оборона Албазина – знаменитое «Албазинское сидение», 
					занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. 
					Трижды - в июле, сентябре, октябре - войска богдыхана 
					штурмовали деревянные укрепления. Огненные стрелы и 
					раскаленные ядра градом осыпали Албазин. Бои были такими, 
					что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в 
					огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от 
					жестоких врагов, хотя в это время чудотворной иконы в 
					остроге уже не было.
         
					К декабрю 1686 года, когда нападавшие, признав свое 
					бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826-ти его 
					защитников оставалось всего 150 человек. Для новой возможной 
					войны с многочисленным войском китайского императора Канси 
					этих сил было явно недостаточно. В августе 1689 года часть 
					уцелевших казаков во главе с Василием Смиренниковым – одним 
					из славных героев албазинской обороны покинула Албазин.
         
					Согласно Нерчинскому договору (27 августа 1689 г.) 
					укрепления Албазинского острога были срыты. К этому 
					обязывала статья 3 этого Договора: «Город Албазин, которой 
					построен был с стороны царского величества, разорить до 
					основания и тамо пребывающие люди со всеми при них будущими 
					воинскими и иными припасы да изведены будут в сторону 
					царского величества и ни малого убытку или каких малых вещей 
					от них тамо оставлено будет».
 
 |