Небесных чинов радование, на земли человеков крепкое предстательство, Пречистая Дево, спаси ны, иже к Тебе прибегающия, яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом.

 

На главную

Вернуться в начало раздела

Описание иконы

О названии иконы

Установление празднования

Молитва

Тропари

Акафист и служба

Списки с иконы

Анализ публикаций

История

- вступление

- 1665-1689

- 1689-1867

- 1868-1938

- 1938-1991

-возвращение  Иконы в 1991 году

с 1991 года

Реставрация

Важные итоги

Материалы

- Издания об иконе

- издание 1898 года

-издание 1912 года

"Албазинская Святыня"

"Амурская Похвала и мира Заступница"

- Закон Амурской области

Чудесные знамения

Видео

 

Обновление 18 февраля 2020 года

Списки с чудотворной Албазинской иконы Божией Матери

 

Ко второй половине XIX века относится и появление списков чудотворной иконы Албазинской Божией Матери. Одними из первых были сделаны списки при Преосвященном Гурии (Буртасовском), епископе Камчатской епархии в 1885-1892 годах.

Копию с чудотворной иконы преосвященный Гурий, Епископ Самарский и Ставропольский, в память о своем служении на Амуре, с молитвенным призыванием благодати Божией и милости Царицы Небесной на богоспасаемый град Самару и на всю его паству, благоволил принести в дар в новосооруженный Самарский кафедральный собор, в день освящения в оном главного престола 28 августа 1894 года.

При всех остальных епископах также изготавливались списки иконы, разошедшиеся по всей стране. Во-первых, сами епископы, пребывавшие как на кафедре Камчатской (с 1899 года - Благовещенской) епархии, так и на кафедрах других епархий Дальнего Востока, увозили списки иконы с собой, на новое место назначения: Преосвященный Дионисий (Хитров), бывший епископ Якутский, назначенный епископом Уфимским и Мензелинским, - в Уфимскую епархию (ныне список находится в селе Воздвиженском Тумайзинского района Башкортостана), Преосвященный Гурий (Буртасовский), назначенный епископом Самарским и Ставропольским – в Самару.  На обратной стороне списка чудотворной иконы, который находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в г. Бугуруслане Оренбургской области, имеется надпись: «В благословение Бугурусланского девичьего монастыря. В ограждение и покров державен Божия Матери от всех бед и напастей с молитвенным благопожеланием Ея заступления пред Богом и милостей всем с истинною верою и любовию притекающим с сердечными мольбами пред святою Ея иконою, особенно в тяжких болезнях и скорбех. Гурий Епископ Самарский и Ставропольский 9 марта 1898 года. День празднования сей иконе. Албазинская икона Б. М.».


Во-вторых, Благовещенские епископы положили традицию дарения списков иконы высоким лицам в память о посещении Приамурья. Например, наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу – в 1891 году, министру путей сообщения князю М.Н. Хилкову, командиру Уссурийского железнодорожного батальона Д.Л. Хорвату.


В-третьих, изготавливались списки и по заказу епархиальных властей и частных лиц для храмов, причем, иногда по размерам близким к размерам подлинной иконы.

На всех списках присутствуют отличительные черты чудотворной иконы: младенец в полный рост в овальной мандорле, руки Богородицы, как бы поддерживающие его, плат на руках Богородицы, серафим и херувим слева и справа от головы Богородицы. Известные нам списки отличает от чудотворного образа, прежде всего, придание иконописцами Лику Богородицы индивидуальных черт. Из всех вышеперечисленных списков выделяется образ, выполненный по заказу купца В.Ф.Плюснина, на котором Богородица изображена без плата на руках, кроме того, положение рук отличается от традиционного. На ней ладонь правой руки поднята вверх, левая – в положении поддерживания младенца.


Так выглядел чудотворный образ Пресвятой Богородицы после передачи его из краеведческого музея в храм. Реставрация будет проведена значительно позже.

 

 

 

 

 

 

В настоящее время списки с чудотворного Албазинского образа находятся почти в каждом храме Благовещенской епархии, а также преподнесены в дар в Читинскую, Биробиджанскую, Магаданскую епархии.


На сегодняшний день известен целый ряд списков Албазинской иконы:


Список Албазинской иконы в медальоне второго яруса иконостаса Богоявленского (Елоховского) собора в г. Москве. - в иконостасе Богоявленского (Елоховского) собора в г. Москве

 

 

 

 

 

 

 

 

- на Варваринском подворье Богородично-Албазинского монастыря в г. Зее Амурской области. Этот список XIX века долгое время находился в единственном храме Благовещенска;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в бывшем Покровском монастыре г.Тынды (упразднен в 2016 году), написан художником-самоучкой А. Гасаном, серебряный с золотом оклад, украшенный местными драгоценными камнями (в основном чароит), изготовлен тындинскими ювелирами в 1997-1999 гг.

 

 

 

 

 

 

- список чудотворного образа, написанный в конце ХХ века для храма во имя св.блгв.кн Александра Невского с.Игнатьево, Благовещенского района, Амурской области (рядом - аэропорт Благовещенска)

 

 

 

 

 

 

В 2015 г. в п.Новобурейском был освящен храм во имя блаж.Ксении Петербурской, в котором в местном ряду иконостаса установлен список Албазинской иконы Божией Матери с тропарем в нижней части. (В виду того, что текст тропаря не утвержден, мы публикуем список без тропаря).

 

 

 

 

 

 

 

 

- в Успенском храме г. Хабаровска – список, выполненный по заказу известного благотворителя, купца В.Ф. Плюснина в 1896 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2012 г. хабаровский художник Вадим Шутый написал образ Божией Матери «Албазинская» специально для показа в новой экспозиции Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, посвященной истории православия на Дальнем Востоке.

 

 

 

 

 

 

 

- в краеведческом Музее им Г.С. Новикова-Даурского г. Благовещенска, выполнен А. Гасаном в 1992 году вскоре после возвращения подлинника иконы Православной Церкви; (приблизительно такой, какой представлен на фото)

 

 

 

 

 

 

 

- в краеведческом Музее им. В.К.Арсеньева в г. Владивостоке находится список, подаренный Музею Преосвященным епископом Гурием (Буртасовским) в сентябре 1888 года;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в одном из храмов г. Ульяновска;

- в Крестовоздвиженской церкви Уфимской области, привезена Преосвященным Дионисием (Хитровым), бывшим епископом Якутским, после его назначения епископом Уфимским и Мензелинским, при его водворении на кафедру Уфимской епархии в 1880-е годы(Местонахождение списков иконы в Ульяновске и Уфе установлены иеромонахом Благовещенской епархии Игнатием (Чигвинцевым).


- в 1912 году в типографии Е.Фесенко в Одессе была изготовлена массовым тиражом хромолитография чудотворной иконы.

 

В 1998 году агентством "Свет Православия" (г.Благовещенск) была предпринята попытка реставрировать эту хромолитографию.

Выпущенная большим тиражом данную икону можно было найти в каждом амурском храме. Святой образ рассылался по многим городам и весям России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А в иконографии данной иконы мы видим ошибку в надписании "Образ Пр.Богородицы Помощь в родах".

Иконы "Слово плоть бысть" и "В родах Помощница" действительно могут показаться схожими. Однако у каждой иконы имеется ряд отличий, которые и выделяют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы можете принять участие в формировании материала для этой страницы, сообщив об имеющихся у вас фотографиях Святой иконы