Небесных чинов радование, на земли человеков крепкое предстательство, Пречистая Дево, спаси ны, иже к Тебе прибегающия, яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом.

 

На главную

Вернуться в начало раздела

Описание иконы

О названии иконы

Установление празднования

Молитва

Тропари

Акафист и служба

Списки с иконы

Анализ публикаций

История

- вступление

- 1665-1689

- 1689-1867

- 1868-1938

- 1938-1991

-возвращение  Иконы в 1991 году

с 1991 года

Реставрация

Важные итоги

Материалы

- издание 1898 года

-издание 1912 года

- Закон Амурской области

Чудесные знамения

Видео

 

 2 период

истории Албазинской иконы Божией Матери

- 1689-1867 гг.:

 пребывание иконы в Забайкалье

      
        Старец Гермоген, ушедший в Забайкалье еще в 1685 году в надежде на возвращение в излюбленное им место духовных подвигов на Амуре, после заключения Нерчинского договора 1689 года и разорения Албазина отправился в основанный им ранее в Киренском остроге Свято-Троицкий монастырь. Здесь он и подвизался до своей блаженной кончины в 1690 году. Старец расстался со ставшим для него родным Амурским краем и благочестивыми мечтами о его возрастании и процветании в нем православной веры и благочестия, но, по-видимому, не потерял надежды на лучшее будущее, вверяя его под кров Богоматери. Как благословение всего Амурского края, он еще в 1685 году вынес Албазинскую икону и, как считают некоторые исследователи, оставил ее в Забайкалье в зимовье Нижний Острог (с 1784 г. – город Сретенск). Однако, в настоящее время мы не располагаем документальными данными о принесении Албазинской иконы именно в это селение.
 

        Божиим Промыслом прекращение военных действий на берегах Амура способствовало усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. После сдачи Албазинского острога еще 26 июня 1685 г. 50 казаков с семьями были взяты в плен и уведены в Пекин, где по распоряжению китайского императора им был отведен для постоянного проживания участок земли на северо-восточной окраине Пекина, близ крепостной стены. Из казаков-албазинцев была учреждена особая императорская рота. Фамилии и имена пленных неизвестны, однако, согласно преданиям, сохраняемым потомками албазинцев до настоящего времени, это были семьи Яковлевых, Дубининых и Романовых. В настоящее время их русские фамилии были переделаны на китайский лад и соответственно звучат как Яо, Ду и Ло. Для совершения православного богослужения император передал албазинцам и бывшему среди них священнику Максиму Леонтьеву ламаистский храм, находившийся в месте их поселения. При оставлении Албазина казаки взяли с собой часть церковной утвари и икон, в их числе главную святыню Албазина - икону свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского). Церковь была освящена во имя Софии, Премудрости Божией.
 

        В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) отправил в Китай в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к оказавшемуся на чужбине священнику Максиму - «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий писал: «Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается». Однако после кончины отца Максима русская православная община лишилась пастырского окормления. Петр I неоднократно ходатайствовал о направлении нового священника в Пекин и открытии там российской духовной миссии. Император Канси согласился на это только в 1712 году. На миссию одновременно были возложены и дипломатические функции. Более того, ее члены стали не только первыми дипломатами в Поднебесной, но и первыми русскими учеными-синологами.
 

        Отметим этот важнейший факт, положивший начало в истории русско-китайских отношений, так как в XXI веке события начала XVIII будут иметь свое продолжение и развитие.
 

        Об иконе Божией Матери «Слово плоть бысть» в период между 1685-ым и 1854-м годами документов, свидетельств пока не найдено. Первые известия о ней относятся к 1854 году. Известно, что в тот год икона «Знамение», Албазинская, благословляла первый сплав (Сводный караван судов состоял из парохода «Аргунь» и 75 барж. Они везли около 25 тысяч пудов разного груза, регулярные войска и 109 казаков-забайкальцев ) войск в низовья Амуру и на Камчатку. Один из участников сплава – Н. Свербеев, вспоминая начало экспедиции, писал: «7 мая 1854 года генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев прибыл в Шилкинский завод и стал лагерем на противоположном берегу. Берега Шилки оживились. На самой середине реки стоял на якоре «Аргунь», пароход в 60 сил… 14 мая, рано утром, отдан был по лагерю приказ выступить в путешествие после полудня. День был чудный… Около 4-х часов пробили тревогу. Из лагеря вышел генерал-губернатор со своей свитой, и все мы двинулись к берегу. Здесь на поляне стоял небольшой стол покрытый скатертью; на нем икона Божией Матери (из Албазина), которою местный священник благословил нас…».