2
период
истории Албазинской
иконы Божией Матери
- 1689-1867 гг.:
пребывание иконы
в Забайкалье
Старец Гермоген, ушедший в Забайкалье
еще в 1685 году в надежде на возвращение в излюбленное им
место духовных подвигов на Амуре, после заключения
Нерчинского договора 1689 года и разорения Албазина
отправился в основанный им ранее в Киренском остроге
Свято-Троицкий монастырь. Здесь он и подвизался до своей
блаженной кончины в 1690 году. Старец расстался со ставшим
для него родным Амурским краем и благочестивыми мечтами о
его возрастании и процветании в нем православной веры и
благочестия, но, по-видимому, не потерял надежды на лучшее
будущее, вверяя его под кров Богоматери. Как благословение
всего Амурского края, он еще в 1685 году вынес Албазинскую
икону и, как считают некоторые исследователи, оставил ее в
Забайкалье в зимовье Нижний Острог (с 1784 г. – город
Сретенск). Однако, в настоящее время мы не располагаем
документальными данными о принесении Албазинской иконы
именно в это селение.
Божиим Промыслом прекращение военных действий на берегах
Амура способствовало усилению благодатного воздействия
Православия на народы Дальнего Востока. После сдачи
Албазинского острога еще 26 июня 1685 г. 50 казаков с
семьями были взяты в плен и уведены в Пекин, где по
распоряжению китайского императора им был отведен для
постоянного проживания участок земли на северо-восточной
окраине Пекина, близ крепостной стены. Из казаков-албазинцев
была учреждена особая императорская рота. Фамилии и имена
пленных неизвестны, однако, согласно преданиям, сохраняемым
потомками албазинцев до настоящего времени, это были семьи
Яковлевых, Дубининых и Романовых. В настоящее время их
русские фамилии были переделаны на китайский лад и
соответственно звучат как Яо, Ду и Ло. Для совершения
православного богослужения император передал албазинцам и
бывшему среди них священнику Максиму Леонтьеву ламаистский
храм, находившийся в месте их поселения. При оставлении
Албазина казаки взяли с собой часть церковной утвари и икон,
в их числе главную святыню Албазина - икону свт. Николая
Чудотворца (Николы Можайского). Церковь была освящена во имя
Софии, Премудрости Божией.
В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков)
отправил в Китай в Софийский храм антиминс, миро,
богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к
оказавшемуся на чужбине священнику Максиму - «проповеднику
Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий
писал: «Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и
всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле
Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы
китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры
вами им открывается». Однако после кончины отца Максима
русская православная община лишилась пастырского окормления.
Петр I неоднократно ходатайствовал о направлении нового
священника в Пекин и открытии там российской духовной
миссии. Император Канси согласился на это только в 1712
году. На миссию одновременно были возложены и
дипломатические функции. Более того, ее члены стали не
только первыми дипломатами в Поднебесной, но и первыми
русскими учеными-синологами.
Отметим этот важнейший факт, положивший начало в истории
русско-китайских отношений, так как в XXI веке события
начала XVIII будут иметь свое продолжение и развитие.
Об иконе Божией Матери «Слово плоть бысть» в период между
1685-ым и 1854-м годами документов, свидетельств пока не
найдено. Первые известия о ней относятся к 1854 году.
Известно, что в тот год икона «Знамение», Албазинская,
благословляла первый сплав (Сводный
караван судов состоял из парохода «Аргунь» и 75 барж. Они
везли около 25 тысяч пудов разного груза, регулярные войска
и 109 казаков-забайкальцев
) войск в низовья Амуру и на Камчатку. Один из участников
сплава – Н. Свербеев, вспоминая начало экспедиции, писал: «7
мая 1854 года генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н.
Муравьев прибыл в Шилкинский завод и стал лагерем на
противоположном берегу. Берега Шилки оживились. На самой
середине реки стоял на якоре «Аргунь», пароход в 60 сил… 14
мая, рано утром, отдан был по лагерю приказ выступить в
путешествие после полудня. День был чудный… Около 4-х часов
пробили тревогу. Из лагеря вышел генерал-губернатор со своей
свитой, и все мы двинулись к берегу. Здесь на поляне стоял
небольшой стол покрытый скатертью; на нем икона Божией
Матери (из Албазина), которою местный священник благословил
нас…».
|