Небесных чинов радование, на земли человеков крепкое предстательство, Пречистая Дево, спаси ны, иже к Тебе прибегающия, яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом.

 

На главную

Вернуться в начало раздела

Описание иконы

О названии иконы

Установление празднования

Молитва

Тропари

Акафист и служба

Списки с иконы

Анализ публикаций

История

- вступление

- 1665-1689

- 1689-1867

- 1868-1938

- 1938-1991

-возвращение  Иконы в 1991 году

с 1991 года

Реставрация

Важные итоги

Материалы

- издание 1898 года

-издание 1912 года

- Закон Амурской области

Чудесные знамения

Видео

 

 

  АЛБАЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

   
 

Печатается: Дозволено цензором 10 февраля 1898 г. Цензор прот.М.Смирнов, Самара, типография Н.А.Жданова – с.12

Данное издание вы можете найти в Библиотеке МДАиС инв.№65280

Эта брошюра под названием: «Албазинская икона Божией Матери», изданна в Самаре в 1898 году, несомненно, по благословению тогдашнего епархиального архиерея, а им был преосвященный Гурий (Буртасовский), назначенный на Самарскую кафедру после его архипастырского служения в г. Благовещенске с 1885-го по 1892-ой гг. Можно заключить, что данное издание представляет собой пространную проповедь об Албазинской иконе.



Наше отечество с древнейших времен находится под пречистым покровом Божией Матери, и богобоязненный и боголюбивый народ русский искони чтит божественный лик ея. Амурский край, новый удел Божией Матери, также не лишен Ея милостей, и благоговейно поклоняется ея Чудотворной иконе, именуемой «Слово плоть бысть», а по первоначальному местонахождению Ея – «Албазинскою».


В 1666 г., на Амуре, в Албазине, поселился иеромонах Ермоген, увлеченный сюда, помимо желания, из Киренского острога, Иркутской губернии, убийцами Илимского воеводы Обухова. По твердой вере в промысл Божий, все устрояющий во благо, Ермоген благодушно покорился своей нелегкой участи и предался еще более молитвенным подвигам своей иноческой жизни. В 1671 г., он с согласия и усердия албазинцев, построил монастырь во имя Всемилостивейшего Спаса не вдалеке от нынешняго Албазина, так называемом Брусяном камне. Нам ничто не препятствует предполагать, что он, проникнутый верою и любовию ко Христу, к Богу и ближним, первый положил здесь, на Амуре, начало миссионерской деятельности, по обращению в христианскую веру инородцев, живших в то время большими селениями по всему амурскому прибрежью. Можно думать, что с этою целию им был построен и монастырь. И, без сомнения в благочестивых своих созерцаниях он, может быть, не раз переносился мыслию в будущность Амурского края, о насаждении и укреплении здесь, среди инородцев, православия и о процветании Церкви Христовой и русской гражданственности, под державой православных царей и цариц, и, конечно, на все это молитвенно призывал благословение Божие. Но в 1685 г., китайцы, осадившие Албазин, угрожали ему совершенным истреблением. Сначала албазинцы, под предводительством воеводы Толбазина, защищались мужественно, но потом, по совету мудраго старца Ермогена, они вошли в переговоры с китайцами, чтобы им предоставлена была возможность безпрепятственно выбраться с Амура, и только под этим условием они полагали свои бранные оружия. Китайцы, чувствую в свою очередь истощение своих сил и боевых средств, охотно согласились на это. Переселившись в Забайкалье, Ермоген не покидал однакож надежд на возвращение в возлюбленное им место духовных подвигов на Амуре, но, по заключении трактата с китайцами, 1689 года, в силу которого русские должны были пока оставить свои мечты на владение Амуром, он решился возвратиться в основанный им, в Киренском остроге, Троицкий монастырь. Не без грусти, конечно, блаженный Ермоген разстался с здешним краем и благочестивыми мечтами о его процветании в духе православной веры и благочестия, но он все-таки, как бы надеясь на лучшее, в этом отношении, будущее вверял его под кров Богоматери, в знамение чего и оставил в Сретенске, в благословение всего края, Ея икону, именуемую «Слово плоть бысть». Не без основания поэтому посвящено покровительству Божией Матери, в честь Ея названной иконы «Благовещенское Православное Братство», в г.Благовещенске, на Амуре, учредители котораго как бы желали чрез это возбуждать в себе и в других тот дух ревности в православной вере, в насаждении и укреплении церковного благочестия в обширном крае Амурском, каким горело сердце этого блаженного старца.
По прибытии в Киренск, Ермоген вскоре, в 1690 г. скончался и погребен в построенном им храме. По свидетельству очевидцев, Господь прославляет его ныне как великого угодника Своего, многими чудесными знамениями, почему он чтится по всей окрестности Киренска наравне со святителем Иннокентием Иркутским, как ея покровитель. Таким образом Албазинская икона Божией Матери замечательна не по древности только своей , тесно связанной с историей Амурского края, но и потому что пред ней преклонял свои колена в святых молитвах Богоматери блаженный старец, преподобный Ермоген, который если при жизни своей умолял Ее предстательствовать пред Богом за благоденствие края, то тем более умоляет он Ее теперь, когда имеет дерзновение непосредственно относиться к Ней с святой своей молитвою. Поэтому с чествованием Албазинской иконы Божией Матери на Амуре тесно связывается и чествование блаженного Ермогена, с одной стороны, как обладателя этой святыни, с другой, - как первого просветителя края и его покровителя, по молитвенному предстательству за него пред Богом и Божией Матерью…


В 1868 г., эта икона была доставлена в Благовещенск преосвященным Вениамином, бывшим потом архиепископом Иркутским, когда он прибыл сюда для управления епархиею. Зная ее историю и благоговея к блаженной памяти Ермогена, он, с благословения иркутскаго архипастыря, взял ее с собою, как имеющую особенное значение для края, и ею благословил престольный град Камчатской епархии, а с ним и всю свою новую паству, вверив ее, таким образом, заступничеству и покровительству Божией Матери. Благовещенцы с великою радостию приняли этот залог архипастырского благословения своего нового святителя и начали с особенным благоговением чтить и прославлять эту икону Богоматери, как великую святыню, умоляя пред нею Заступницу рода христианского об избавлении себя от всех скорбей и бед жизни. И получали просимое. Не без основания же она с самаго начала пребывания в Благовещенске, признавалась чудотворною. С отъездом преосвященного Вениамина из Благовещенска в 1873 г. По каким то странным соображениям, признавалось неудобным удовлетворять благочестивому усердию граждан поднятием этой иконы в их дома, для их освящения и благословения, вследствие чего, мало по малу, начало охладевать к ней усердие граждан, а затем забылись даже и повествования о чудесных знамениях благодати Божией, проявлявшейся чрез нее, какие носились в народе, в виде слухов.


Преосвященный Гурий, заместивший в 1885 году епископа Мартиниана, частию по личному усердию, частию и по благочестивому желанию иркутского архиепископа Вениамина, и главным образом, чтобы доставить православным чадам местной церкви религиозно-нравственную опору в жизни, среди всех невзгод ея, скорбей и напастей, которыя обыкновенно нелегко переживаются когда не начем остановиться и излиться скорбному чувству с надеждою на небесную помощь, чем только и может ободряться обремененное скорбями сердце,- с этой целию, по преимуществу, поставил себе в обязанность, по принятии епископства над камчатской паствою, возстановить чествование Албазинской иконы Божией Матери, установлением церковного празднования оной 9 марта во всей Камчатской епархии, достойно и праведно признав ее местной святыней, и еженедельным чтением пред нею Акафиста с молебным пением, причем в конце молебна принято читать молитву, в которой между прочим испрашивается у Божией Матери и о избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». И, благодарение Господу, это было встречено с полным сочувствием как со стороны местной гражданской власти, так и со стороны народа, который с того времени более и более выражает свое молитвенное усердие к Божией Матери пред этой иконой Ея, а от благочестивого взора в наблюдении многих из амурских боголюбцев и почитателей пречистого лика Богоматери не укрывается следующее обстоятельство, достойное внимания. С 1881 года г.Благовещенск подвергался почти безпрерывно разного рода эпидемиям, как то: дифтериту и скарлатине, и черные флаги над воротами домов, в которых находились больные наводили ужас на всех граждан; но с осени 1885 г., со времени установления акафиста и празднования названной иконе Божией Матери, упомянутые болезни не имели эпидемического характера и случаи смертности от них, при единичных заболеваниях, были очень редки не только в городе, но и в окрестностях его. До сведения епархиального начальства доводится и о других знамениях благодати Божией, источаемой чрез Албазинскую икону Божией Матери. Так, между прочим, в поселке Бабстовском, Михайло-семеновского прихода, в течение нескольких лет, сибирская язва истребляла домашний скот, особенно лошадей, а в 1889 году она усилилась до того, что казаки начали терять надежду на все те средства какия до того времени употреблялись ими против этого бича народного благосостояния… Тогда они возопили ко Господу, прося заступничества пред Ним Царицы Небесной. На своем поселковом сходе они порешили поднять к себе Албазинскую икону Божией Матери, не смотря на дальнее (800 в.) разстояние их селения от Благовещенска, на что ассигновали немалую сумму денег; но за неимением при Благовещенском кафедральном соборе свободных членов причта, с которыми бы можно было отправить чудотворную икону, в этом им было отказано. Взамен ея, был тогда же послан снимок с оной, который по распоряжению преосвященного Гурия, с крестным ходом из приходского храма, куда его поставили с парохода, при многочисленном стечении народа, был перенесен в названный поселок, отстоящий от храма более, чем на 20 вер. По принесении иконы в названный поселок, был отслужен молебен Богородице с акафистным пением и водоосвящением, затем совершен крестный ход вокруг селения. Народ горячо молился Божией Матери, прося ходатайства пред Богом об избавлении от тяжкого бедствия, которое они несут за грехи свои. И «молитва веры» пред снимком с чудотворной Ея иконы спасла их. (Иак.5гл,15 ст.): язва тогда же прекратила у них свое всегубительство, и с того времени не возобновлялась. Из благодарного усердия к Небесной Заступнице, Божией Матери, и на память потомству об избавления от сибирской язвы, ради Ея ходатайства пред Богом, казаки названного поселка решили удержать у себя этот снимок с чудотворной иконы Ея навсегда, и, поставленный в их молитвенном доме, он с великим благоговением почитается ими.


Так как икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть», изображает чревоношение Богомладенца, то, как подмечено, особенно помогает усердная молитва пред нею, с верою и упованием на милосердное заступничество и помощь Богоматери за детородящих матерей, во время их чревоношения и страданиями болезнями и муками рождения. Из нескольких подобных случаев укажем на следующий, как на особенно замечательный, по фактическому доказательству силы «молитвы веры» пред Албазинскою иконою Божией Матери. Одна молодая женщина вследствие своей неосторожности, подверглась преждевремнному разрешению от бремени в страшных муках, угрожавших смертию, чего и ожидали, судя по положению больной. Но муж ея, питая глубокую веру в благодатную силу названной иконы, письмом усердно просил помолиться пред нею о благополучном исходе болезни страждущей его жены. Письмо было получено незадолго до обычного, в воскресные дни, акафист пред Албазинскою иконою Божией Матери. Просьба была исполнена со всею искренностью как по вере просящаго, так и молящихся, и Царица Небесная вняла усердной молитве за страждущую: во время чтения акафиста, она благополучно разрешилась от бремени и скоро совершенно выздоровела.


Пусть кто как хочет упомянутые случаи, а мы оком веры созерцаем в них знамения благодати Божией, по предстательству Богородицы, ради благочестиваго усердия, по глубокой вере и любви к Ней преклоняющихся пред Ея ликом, чтимым на Амуре и убеждены, что Амурский край владеет великой святыней, безценным сокровищем веры и благочестиваго упования. Аминь.

Копию с этой иконы преосвященный Гурий, Епископ Самарский и Ставропольский, на память о своем служении на Амуре, с молитвенным призванием благодати Божией и милости Царицы Небесной на богоспасаемый град Самару и на всю его паству, благоволил принести в дар в новосооруженный Самарский кафедральный собор, в день освящения в оном главного престола 28 августа 1894 года.