Небесных чинов радование, на земли человеков крепкое предстательство, Пречистая Дево, спаси ны, иже к Тебе прибегающия, яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом.

 

На главную

Вернуться в начало раздела

Описание иконы

О названии иконы

Установление празднования

Молитва

Тропари

Акафист и служба

Списки с иконы

Анализ публикаций

История

- вступление

- 1665-1689

- 1689-1867

- 1868-1938

- 1938-1991

-возвращение  Иконы в 1991 году

с 1991 года

Реставрация

Важные итоги

Материалы

- Издания об иконе

- издание 1898 года

-издание 1912 года

"Албазинская Святыня"

"Амурская Похвала и мира Заступница"

- Закон Амурской области

Чудесные знамения

Видео

 

 5 период

истории Албазинской иконы Божией Матери:

1991 год - возвращение Албазинской иконы Русской Православной Церкви

      
        Празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году открыло новую страницу в отношениях Церкви и государства. Вызванные политикой «перестройки и гласности» перемены в советском обществе оказали существенное влияние на деятельность Совета по делам религий. В 1991 году Совет был лишен регистрационных, распорядительных и контролирующих функций. Однако, если в центральной России органы власти охотно шли навстречу Церкви, на Дальнем Востоке фигура уполномоченного по делам религий еще имела значение. В Амурской области такой одиозной личностью был уполномоченный – Иван Маркиянович Веклич. Вопрос о возвращении Албазинской иконы в храм при нем никак не решался, хотя переговоры с властями велись настоятелем единственного храма Благовещенска протоиереем Валентином Полищуком постоянно. Верующие терпеливо ждали то время, когда пред святыней можно будет молиться в храме.
 

        Далее, в соответствии с хронологией, мы приводим полные тексты документов, имеющих особую важностью с целью недопущения каких-либо ошибок и устранения неточностей в их толковании. Некоторые документы приводятся впервые.
 

        В конце августа 1991 года в газете «Амурская правда» был помещен материал, посвященный 100-летию Музея. Среди прочего была размещена небольшая статья об Албазинской иконе. Автор публикации Л. Коротков, корреспондент «Амурской правды», завершил ее словами: «Ныне Русская Православная Церковь претензий на нее не заявляет. Благовещенский храм вовсе не застрахован от ограблений. Его настоятель считает, что чудотворной иконе быть в музее надежнее всего». Эти последние слова статьи вызвали возмущение православного народа, и во дворе единственного благовещенского храма был организован сбор подписей под обращением о возвращении Албазинской иконы под плакатом, написанным настоятелем храма протоиреем Валентином Полищуком тушью на листе ватмана: «Амурская правда» опять обманула амурчан. Верните икону!». Текст обращения к властям был подготовлен также протоиереем Валентином Полищуком (приводится ниже). Тем не менее «Амурская правда», рупор местных коммунистов, продолжала на своих первых страницах публиковать клевету в адрес настоятеля Благовещенского храма. Но время было уже не то. В корне изменилась политическая ситуация в стране (особенно после августовского путча 1991 года), и на стороне Церкви выступили другие средства массовой информации: Государственная телевизионная и радиовещательная компания (ГТРК) «Амур», частная телекомпания «5 канал», газета «Амурский комсомолец».
 

        18 сентября 1991 года на имя председателя Амурского областного совета народных депутатов Анатолия Николаевича Белоногова поступило письмо от настоятеля Благовещенского храма протоиерея Валентина Полищука, в котором он выражал просьбу о возвращении Албазинской иконы Православной Церкви (орфография сохранена): «Глубокоуважаемый Анатолий Николаевич! В каждом городе и области нашей великой России есть святыни, которыми гордится весь наш народ. Есть такая святыня и в нашей области – это Албазинская икона Божией Матери, которая в настоящее время хранится в областном музее. Благовещенская Православная Церковь и многие верующие усерднейше просят Вас рассмотреть нашу просьбу и вернуть нашему храму эту икону и колокола. Пусть верующие люди радуются звоном колоколов и преклоняют свои колена перед Царицей Небесной. Все верующие будут молиться перед этим образом и просить, чтобы Богородица благословила наш народ своей материнской любовью в такое тяжелое для нашей страны время, и да ниспошлет Господь мир народам нашей страны.
        Вам же, глубокоуважаемый Анатолий Николаевич, от всей души желаем крепости сил и помощи Божией в несении ответственного служения России и народу нашей области.
        Это обращение подписало более 5000 жителей города и области».
А.Н. Белоногов поставил на документе резолюцию: «Прошу рассмотреть и решить согласно закону в установленном порядке».
 

        С этим письмом были ознакомлены: Зайцев В.Г. - начальник управления культуры облисполкома, Бедина Т.Ф. - зам. начальника управления культуры, Томашик Г.А. - директор музея, Филоненко А.И. - зам. директора музея по научной работе. Причем Зайцев В.Г. кратко изложил свое мнение: «Очевидно, надо срочно вынести на коллегию. 26.09.1991».
 

        16 октября 1991 г. в Амурском областном краеведческом музее состоялось заседание Экспертной фондово-закупочной комиссии, на котором рассматривался вопрос о возвращении Албазинской иконы Русской Православной Церкви. «Директор музея Томашик Г.А. подчеркнул историческую значимость иконы, в то же время признал ходатайство Церкви о возвращении иконы правомерным. Филоненко А.И., зам. директора по научной работе: «Икона Албазинской Божией Матери – это, прежде всего, памятник истории и культуры, она по праву сегодня является общенародным достоянием, сейчас она доступна как верующим, так и неверующим. Как наиболее ценный памятник истории и культуры икона должна находиться на государственном учете. Но, не смотря на это, предложение о возвращении иконы Церкви следует поддержать по мотивам, изложенным в сообщении Томашика Г.А.»
 

        Комиссия постановила: просить Управление культуры Амурского облисполкома ходатайствовать перед Министерством культуры РСФСР о разрешении на возврат иконы «Албазинская Божия Матерь» в окладе – XVII в. за инвентарным номером 6731 Благовещенской православной церкви. Ценность иконы не определена. Ввиду сложности разбора оклада иконы взвешивание и определение веса не проводилось. Принято единогласно».
 

        На основании работы и выводов комиссии было принято Решение президиума Амурского областного совета народных депутатов № 112 от 23.10.1991 «О передаче иконы Албазинской Божьей Матери»: «По письму настоятеля Благовещенской православной церкви протоиерея Валентина Полищука и председателя церковного совета З. Кузько на основании действующего законодательства об охране памятников истории и культуры принято решение фондово-закупочной комиссии музея и заключение управления культуры облисполкома о ходатайстве перед Министерством культуры РСФСР о передаче иконы Албазинской Божьей Матери церкви.
 

        На основании работы, проведенной музеем и управлением культуры, президиум областного Совета народных депутатов решил:
        Обратиться к Министру культуры РСФСР т. Соломину Ю.М. об ускорении положительного решения данного вопроса.
        При получении приказа Министерства культуры РСФСР о списании из фондов Амурского областного краеведческого музея икону Албазинской Божьей Матери в трехдневный срок передать Благовещенской православной церкви.
        Председатель областного Совета народных депутатов А.Н. Белоногов».
 

        На имя заместителя Министра культуры РСФСР Шкурко А.И. (Шкурко Александр Иванович в 1991 г. заместитель Министра культуры РСФСР, сопредседатель комиссии для рассмотрения вопросов сохранения и использования памятников православной церковной культуры) направил свое ходатайство Представитель Президента РСФСР в Амурской области Захаров А.А., получивший от настоятеля храма прот. Валентина Полищука письмо, аналогичное письму на имя Белоногова А.Н. В своем ходатайстве о возвращении Албазинской иконы Захаров А.А. отмечает, что «эта проблема исключительно болезненно воспринимается верующими».
 

        В октябре 1991 г. к процессу возращения Албазинской иконы Церкви подключился и только что назначенный губернатор Амурской области А.А. Кривченко.
 

        30 октября 1991 года Министерство культуры РСФСР в лице первого заместителя Министра А.И. Шкурко издало приказ № 369-П «О передаче иконы Албазинской Божией Матери», согласно которому было принято следующее решение:
    1. Передать из фондов Амурского областного музея краеведения в постоянное безвозмездное пользование Общине Благовещенской православной церкви 1 предмет – особо чтимую икону Амурского края – Богоматерь Албазинскую 17 в. в окладе. Инв. номер 6731, на основании решения фондово-закупочной комиссии музея (протокол от 16.10.1991 г № 11), решения Амурского областного Совета народных депутатов и ходатайства Представителя Президента РСФСР в Амурской области от 23.10.1991 № 01-4-06.
    2. Передачу данной иконы и исключение ее из учетной документации Амурского областного музея краеведения произвести в порядке, предусмотренном действующими государственными нормативными актами.
    3. Управлению культуры Амурского облисполкома, Амурскому областному музею краеведения в случае необходимости оказать содействие и помощь Общине Благовещенской православной церкви в обеспечении норм юридической и физической охраны и сохранности данной иконы и других культовых предметов, находящихся в интерьере храма».
 

        На основании данного приказа Министерства культуры РСФСР, в соответствии с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей был составлен Акт выдачи иконы на постоянное хранение под № 3 от 14 ноября 1991 г.
 

        Акт был подписан главным хранителем музея С.Н. Тереховой и помощницей настоятеля Благовещенской православной церкви З.Я. Кузько на основании представленной ею доверенности от 14.11.1991 г. № 75 и утвержден директором Музея Г.А. Томашиком. Необходимо отметить, что в Акте в графе «Сохранность» указано лишь, что: «холст поврежден, потемнел, часть камней потеряна». Можно предположить, что в 1991 году еще не был выработан механизм передачи из фондов музея во владение Русской Православной Церкви ценных религиозных предметов, имеющих историко-культурное значение. В связи с этим вызывает большое недоумение следующее обстоятельство: при возвращении Албазинского образа Пресвятой Богородицы не было составлено подробного описания состояния иконы, подобного сделанному Г.С. Новиковым-Даурским в 1949-ом году, что делает невозможным установить какая «часть камней потеряна».
 

        Автор настоящей работы был свидетелем возвращения Албазинской иконы из музея в церковь и тех драгоценных камней в количестве 141 штук, описанных в 1949 году в Книге поступлений, не оказалось в наличии на окладе, который был возвращен с повреждениями. Лишь одна звезда с прозрачным белым камнем была прикреплена на окладе на левом плече Пресвятой Богородицы.
 

        С крестным ходом 17 ноября 1991 года великая Святыня Дальнего Востока Албазинская икона Божией Матери вернулась в храм (тогда еще Благовещенский, ныне – во имя «Архангела Гавриила и прочих бесплотных сил Небесных»), на тот момент единственный в городе. Газета «Амурская правда» уже словами амурской поэтессы Светланы Борзуновой очень коротко рассказала об этом событии в заметке «Молимся Царице Небесной…». «Праздником общей радости и человеколюбия стало возвращение в храм чудотворной иконы Албазинской Божией Матери. 17 ноября областное руководство и сотрудники краеведческого музея торжественно передали икону верующим, много лет ждавшим этого великого события. Более пяти тысяч подписей было собрано под воззванием церкви с просьбой передать икону в храм.
 

        Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть», славится своей чудотворной силой наравне с такими знаменитыми на Руси иконами, как - Казанской Божией Матери и Владимирской Божией Матери. За многовековую историю известны многочисленные случаи чудесных исцелений, прекращения эпидемий и облегчения страданий, связанные с молитвами, обращенными к иконе. И нельзя не назвать мудрым и великодушным решение областного руководства именно сейчас возвратить верующим их священную реликвию.
 

        Не случайно так много людей пришли в этот день к областному музею, чтобы принять участие в крестном ходе, проходившем по случаю возвращения иконы в храм. С молитвами и песнопениями, останавливаясь на каждом перекрестке для совершения службы, призывая благословение на город и его жителей, прошел крестный ход от музея до церкви. «Пусть всегда будет распростерт над амурской землей покров Пресвятой Богородицы» - эти слова протоиерея Благовещенской церкви отца Валентина отозвались во многих сердцах. Чудотворная икона вернулась в храм. И теперь всякий может прийти туда и молить Пресвятую Матерь Божию о милосердии и снисхождении. В наши трудные времена это так необходимо».
 

        У многих прихожан и жителей города на всю жизнь остался в памяти тот торжественный и радостный, первый после столь длительного перерыва Крестный ход с чудотворной святыней. Участники и очевидцы тех событий сообщают о многих необычных явлениях происходивших при этом. Так, в морозный ноябрьский день, после того, как икону принесли в храм, пройдя значительное расстояние по улицам города, остались живыми и долго сохранялись цветы, украшавшие лик Богоматери на святой иконе. Когда же икону занесли в храм, то на ней после изморози естественным образом появились капельки влаги, но стекали они симметрично из уголков глаз Божией Матери. Участники Крестного хода восприняли это как чудесное знамение благоволения Царицы Небесной столь важному и радостному событию в духовной жизни Приамурского края – третьему приходу к православному народу великой святыни Приамурья по вере и молитвам их и их славных предков. Прекрасным отголоском тех знаменательных событий звучит стихотворение амурского поэта В. Яганова:


«Древняя,
Как вера милосердная
В лоно Церкви,
Нас хранить и исцелять
Возвращается
Заступница Усердная
Албазинская икона-
Божья Мать»


        Албазинскую икону Божией Матери поместили на аналое в центре храма. Икону и драгоценный оклад привели в порядок (хотя еще в Музее сотрудники мастерских И.Э. Грабаря, которые работали в Благовещенске в 1989-1990 гг. провели незначительные реставрационные работы), соорудили небольшой киот. Единственный православный храм в Благовещенске был небольшим, поэтому решили поместить икону в местный ряд иконостаса слева от Царских врат. В 1994 году, накануне праздника Рождества Христова икона вместо утраченных драгоценных камней была украшена бижутерией из чешского стекла.