4
период
истории Албазинской
иконы Божией Матери
- 1938-1991 гг.:
пребывание иконы
в Амурском областном краеведческом музее
В 1938 году последняя
действовавшая в Благовещенске Пророко-Ильинская церковь была
закрыта. 10 мая 1938 года на основании решения
Благовещенского городского совета от 7 мая 1938 г. Иконы,
утварь и другие предметы церковного обихода из
Пророко-Ильинской церкви (всего по описи - 73 церковных
предмета), в том числе чудотворная икона Албазинской Божией
Матери, были изъяты и переданы в Амурский областной
краеведческий музей.
4 декабря 1941г. хранитель музея Г.С. Новиков-Даурский внес
запись об Албазинской иконе в Книгу поступлений под № 994:
"Икона Албазинская «Слово плоть бысть» в окладе, писана на
холсте, наклеенном на дерево, покрыта стеклом и серебряной
ризой с камнями (69 и 72 мелких)".
7 января 1949 г. по результатам проведенной сверки наличия
Г.С. Новиков-Даурский сделал следующую запись в Книге
поступлений под № 662, касавшуюся иконы: «Икона Богородицы
«Слово плоть бысть» Албазинская, писанная на холсте,
наклеенном на дереве, в серебряном окладе с такой же рамкой,
предохраняющей края оклада от поломки, с камнями в венце, на
груди и на левом плече. Всего 141 камень, из которых 72 (в
звезде на плече): 42 шт. – 0,5 карата; 19 – по 1,5-2 карата,
2 шт. - 3 карата, 3 шт. – крупные аквамарины. На венце три
клейма с изображением Св. Георгия.
Сохранность: Оклад по краям местами поломан. Венца у
младенца нет. Нет звезд, из камней на челе и правом плече
Богородицы, 17 гнезд для камней – пустые.
Размер или вес: вышина - 735 мм, ширина – 680 мм.
Стоимость – 3411 р.».
Почему первая запись в Книгу поступлений была сделана через
три года, а подробная опись, как мы видим, сделана через
одиннадцать лет после передачи Албазинской иконы в Музей,
наверное, останется, с одной стороны тайной, а с другой –
показателем небрежного отношения государства к православным
святыням в то время. Кроме того, возникает еще вопрос: «Что
означает отсутствие 17-ти драгоценных камней, на что указано
в описи 1949 года: это состояние оклада иконы в 1938 году
или это есть следствие небрежного хранения иконы в Музее с
1938-го по 1949-ый год?»
Далее, по имеющимся музейным документам, попытаемся
восстановить хронологию, интересующих нас событий.
16 марта 1984 г. после очередной сверки наличия музейных
ценностей Албазинская икона была зарегистрирована в Книге
поступлений под номером № 6731: «Время, источник поступления
– 1938, национализирована КП № 994 АОМ 662. Наименование,
краткое описание – Икона Албазинская, писанная на холсте,
наклееном на дерево, в серебряном окладе с гравированной
надписью: «Сiя Албазинская икона Божией Матери принесена изъ
Сретенска в г. Благовещенскъ Преосвященнейшимъ Вениаминомъ
Епископомъ Камчатскимъ, Курильскимъ, Алеутским въ июнь…года
при первом вступление его въ свой епархиальный городъ». XVII
в. Материал: дерево, холст, серебро. Размер: 74,5х68,5 см.
Сохранность: холст поврежден, потемнел, оклад помят, потерт,
края потрескались, часть камней утеряны». Запись была
сделана Тереховой Светланой Николаевной, главным хранителем
Музея.
Все благовещенские храмы до начала Великой Отечественной
войны 1941-45 годов были закрыты.
В 1945 году верующими было подано заявление на открытие
православного прихода в Благовещенске. Власти давали такое
разрешение только при определенных условиях: наличие группы
верующих не менее 20-ти человек и подходящего молитвенного
здания. 2 апреля 1947 г. в Благовещенске был образован
православный приход. Единственной в городе православной
общине для совершения богослужений было выделено здание
бывшего костела, построенного в Благовещенске польской
католической общиной в 1896-1912 годах. Следует отметить,
что в то время в Благовещенске не все православные храмы
были разрушены, но использовались они не по назначению: в
храме во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца в
конце 1940-х годов располагался радиокомитет; кладбищенский
храм в честь «Второго славного пришествия Господа нашего
Иисуса Христа на землю и страшного суда Его» был в плохом
состоянии еще до 1917-го г.; храм во имя святых апостолов
Петра и Павла на территории тюрьмы и в 1940-е гг. находился
(и находится до настоящего времени) на закрытой территории
действующей тюрьмы; храм во имя пророка Божия Илии –
небольшой деревянный. Однако православным отдают в аренду
(по нынешнее время) маленький польский костел, хотя,
возможно, что православные верующие сами просили именно это
здание – кирпичное, добротное, хорошей постройки, все-таки
бывший христианский храм, так как других, соответствовавших
религиозному назначению и не вызывавших претензий властей,
просто не было. Отказываться от предложенного было нельзя -
иначе община могла не получить ничего и при этом лишиться
регистрации (как зачастую и поступали власти).
В том же 1947 году имущество Пророко-Ильинского храма,
изъятое в 1938 году и находившееся в Музее, было по
распоряжению властей передано этому единственному в городе
православному приходу. Согласно хранящимся в архивах Музея
актам № 47 от 14 мая и № 49 от 24 мая 1947 г. «настоятель
церкви г. Благовещенска Дувалкин И.Ф., диакон Мордвинов С. и
церковный староста Горский И.И. получили предметы
архиерейского (митра, мантия, стихарь, омофоры и др.),
иерейского и диаконского облачений, иконы, венцы, кадило,
плащаницу, антиминс без мощей, дискос, звездицу и т. д.: по
первому акту – 20, по второму – 52 предмета». Однако, из
73-х изъятых предметов было возвращено всё, кроме главной
церковной святыни - Албазинской иконы Божией Матери. Почему?
Это, наверное, тоже останется тайной. На сегодняшний день мы
не располагаем документами и свидетельствами того времени о
каких-либо прошениях, обращениях, других попытках
новообразованного прихода – возвратить верующим Албазинскую
икону Божией Матери, Покровительницу Дальнего Востока.
Скорее всего, икону оставили в Музее потому, что считали ее
наиболее ценным «предметом культа», который должен
принадлежать государству.
Икона экспонировалась в музеях – старом и новом. Причем
икона отдельно, а драгоценный оклад отдельно – согласно
эпохам – XVII и XIX век. Такое решение приняли музейные
работники. В 90-е годы XX столетия сотрудники исторического
отдела Музея смогли выпустить небольшой буклет (один лист
стандартного формата, сложенный втрое) с краткой заметкой об
Албазинской иконе. Материал был взят из «Благовещенских
епархиальных ведомостей» конца XIX-начала XX веков.
Албазинская икона Божией Матери находилась в Амурском
областном краеведческом музее с 1938-го по 1991-ый гг. – 53
года.
Несмотря на то, что икона находилась в Музее, по рассказам
сотрудников, к ней приходило немало верующих, и молились
перед чудотворным образом, тайком зажигая свечи и воссылая
свои молитвы о возвращении иконы в храм.
Не угасало почитание чудотворного образа в годы лихолетья. В
советское время со всего Дальнего Востока приезжали тайные
паломники в Благовещенск, шли в музей – к прославленному
чудотворному образу и к списку Албазинской иконы,
находившемуся в 90-х годах ХХ века в единственном
действующем Благовещенском храме города Благовещенска, где и
возносили свои горячие молитвы к Царице Небесной.
|