Небесных чинов радование, на земли человеков крепкое предстательство, Пречистая Дево, спаси ны, иже к Тебе прибегающия, яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом.

 

На главную

Вернуться в начало раздела

Описание иконы

О названии иконы

Установление празднования

Молитва

Тропари

Акафист и служба

Списки с иконы

Анализ публикаций

История

- вступление

- 1665-1689

- 1689-1867

- 1868-1938

- 1938-1991

-возвращение  Иконы в 1991 году

с 1991 года

Реставрация

Важные итоги

Материалы

- издание 1898 года

-издание 1912 года

- Закон Амурской области

Чудесные знамения

Видео

 

 ОПИСАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

           
        На чудотворном Албазинском образе размером 67,5 х 73,5 см, писанном на холсте, наклеенном на деревянную основу (доску), изображена Богоматерь с Младенцем. Иконографически данная икона относится к типу «Знамение». Обычно Богородица на них предстает в неполный рост, сидя, с воздетыми в молении вверх руками, в области ее груди в медальоне поясное изображение Богомладенца в образе Спаса-Эммануила со свитком в руках. Он одет в хитон, с гиматием через плечо. Образы Богоматери данного типа считаются одними из древнейших. Они встречались еще в римских катакомбах. Так, к IV в. относится изображение сидящей Богоматери с Младенцем на коленях, находящееся в Риме в усыпальнице святой Агнии. На Руси иконы типа «Знамение» появились в XI – XII вв.


        Богородица «Знамение» близка к типу «Оранта» (лат. «молящаяся»), на котором она изображалась в рост в молении, но без Младенца. Богоматерь Оранта считается одним из первых образов, появившихся на Руси и приписываемых иконописцу преподобному Алипию Киево-Печерскому. От византийского типа образ отличается изображенным на груди у Богородицы в медальоне образом благословляющего Спаса-Эммануила.


    Само слово «знамение», относящееся к образам Богородицы, этимологически означает «чудо» и возникло на русской почве. Связано это было с тем, что в 1169 году (или1170) в Новгороде от иконы с подобным образом Богородицы произошло чудесное спасение Великого Новгорода от соединенных сил русских удельных князей, осадивших город, после установления иконы на городской стене. Тогда же архиепископ Новгородский Иоанн установил и день празднования этой иконы в Новгороде – 27 ноября. Известно множество ее списков.


        Возможно, списком чудотворной Новгородской иконы была и икона, получившая наименование «Слово плоть бысть». Но, в отличие от новгородского, на данном образе слева и справа от головы Богородицы изображены херувим и серафим. Богородица на иконе «Слово плоть бысть» так же, как и на всех остальных иконах типа «знамение», представлена в неполный рост, но руки ее не воздеты вверх, а поддерживают Богомладенца. Через Ее руки перекинут плат. Богомладенец изображен в полный рост и с лентионом (набедренной повязкой). В левой руке Он держит свиток, правая - приподнята в благословляющем жесте. Его изображение заключено в овальную мандорлу. Слева и справа от головы Богородицы изображены два шестикрылых серафима. Серафимы и херувимы, с которыми в молитвах превозносится Богородица, считаются высшими чинами Ангельскими. Серафимы, в переводе с еврейского языка - «светоносные», херувимы - «пламенеющие». Прописывание золотом серафимов должно было усилить эффект свечения и пламенности, разделка золотом по световым линиям одежд Пресвятой Богородицы - говорит о Ее причастности к Небесному Иерусалиму, ведь в иконописи золото всегда использовалось для того, чтобы символизировать нетварный свет. Разделка фона облаками также указывает на небожительство изображенных на иконе. Тем самым, Богородица сравнивается с этими небесными силами, а икона наполняется содержанием согласно словам известной молитвы: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».


        Мастер иконописного цеха ХПП МП «Софрино» Е. Давыдова, осуществлявшая реставрационные работы Албазинской иконы Божией Матери в 2002 году, обратила внимание на особенности письма иконы: сильную выбеленность личного письма, характерную для северных мастеров.


        Кроме того, не только событийную сторону, связанную с иконой, но и сам сюжет иконы можно прочесть как «знамение». По отношению к сюжету – это чудо чревоношения. Как пишет С. Снессорева, долгие годы собиравшая Богородичные иконы и сведения о них: «В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово…». То есть, образ чревоношения стал символом воплощения Слова Божиего, которое, обретя плоть, вскоре должно было явить эту Божественную плоть всему миру, что и было проявлением чуда.
Учитывая мнение реставраторов, можно предположить, что время написания Албазинской иконы – конец XVI – начало XVII вв. К этому времени относится и появление первых икон в Сибири, которые первоначально завозились из европейской России казаками-первопроходцами, священниками, присылались церковными властями. Собственно сибирская школа иконописания сложилась позже и, конечно, на нее оказывали влияние все уже сложившиеся к тому времени иконописные школы. Исследователи - Н.Г. Велижанина, С.А. Белобородов, Н.А. Гончаров начало собственно сибирского иконописания относят к 20-ым годам XVII в. и связывают его с созданием в 1621 году Сибирской епархии с центром в Тобольске и деятельностью первого ее епископа Киприана (Старорусенникова), прибывшего в Тобольск из Новгорода. Вместе с ним пришло из Новгорода и широко распространилось в Сибири особое почитание иконы «Богоматерь Знамение». Первой датированной сибирской иконой исследователи называют именно икону «Богоматерь Знамение», написанную Спиридоном Иконниковым в 1624 году.


        Однако, икона «Слово плоть бысть», по-видимому, была написана ранее 1624 года, причем именно для храма, о чем свидетельствуют ее размеры, и привезена в Сибирь. Письмо иконы характерно для северных мастеров: сильная выбеленность личного письма, разделка золотом по световым линиям одежд Пресвятой Богородицы, прописанные золотом серафимы и херувимы, разделка фона облаками.