ОПИСАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
На чудотворном Албазинском образе
размером 67,5 х 73,5 см, писанном на холсте, наклеенном на
деревянную основу (доску), изображена Богоматерь с
Младенцем. Иконографически данная икона относится к типу
«Знамение». Обычно Богородица на них предстает в неполный
рост, сидя, с воздетыми в молении вверх руками, в области ее
груди в медальоне поясное изображение Богомладенца в образе
Спаса-Эммануила со свитком в руках. Он одет в хитон, с
гиматием через плечо. Образы Богоматери данного типа
считаются одними из древнейших. Они встречались еще в
римских катакомбах. Так, к IV в. относится изображение
сидящей Богоматери с Младенцем на коленях, находящееся в
Риме в усыпальнице святой Агнии. На Руси иконы типа
«Знамение» появились в XI – XII вв.
Богородица «Знамение» близка к типу «Оранта»
(лат. «молящаяся»), на котором она изображалась в рост в
молении, но без Младенца. Богоматерь Оранта считается одним
из первых образов, появившихся на Руси и приписываемых
иконописцу преподобному Алипию Киево-Печерскому. От
византийского типа образ отличается изображенным на груди у
Богородицы в медальоне образом благословляющего
Спаса-Эммануила.
Само слово
«знамение», относящееся к образам Богородицы, этимологически
означает «чудо» и возникло на русской почве. Связано это
было с тем, что в 1169 году (или1170) в Новгороде от иконы с
подобным образом Богородицы произошло чудесное спасение
Великого Новгорода от соединенных сил русских удельных
князей, осадивших город, после установления иконы на
городской стене. Тогда же архиепископ Новгородский Иоанн
установил и день празднования этой иконы в Новгороде – 27
ноября. Известно множество ее списков.
Возможно, списком чудотворной
Новгородской иконы была и икона, получившая наименование «Слово
плоть бысть». Но, в отличие от новгородского, на данном
образе слева и справа от головы Богородицы изображены
херувим и серафим. Богородица на иконе «Слово плоть бысть»
так же, как и на всех остальных иконах типа «знамение»,
представлена в неполный рост, но руки ее не воздеты вверх, а
поддерживают Богомладенца. Через Ее руки перекинут плат.
Богомладенец изображен в полный рост и с лентионом (набедренной
повязкой). В левой руке Он держит свиток, правая -
приподнята в благословляющем жесте. Его изображение
заключено в овальную мандорлу. Слева и справа от головы
Богородицы изображены два шестикрылых серафима. Серафимы и
херувимы, с которыми в молитвах превозносится Богородица,
считаются высшими чинами Ангельскими. Серафимы, в переводе с
еврейского языка - «светоносные», херувимы - «пламенеющие».
Прописывание золотом серафимов должно было усилить эффект
свечения и пламенности, разделка золотом по световым линиям
одежд Пресвятой Богородицы - говорит о Ее причастности к
Небесному Иерусалиму, ведь в иконописи золото всегда
использовалось для того, чтобы символизировать нетварный
свет. Разделка фона облаками также указывает на
небожительство изображенных на иконе. Тем самым, Богородица
сравнивается с этими небесными силами, а икона наполняется
содержанием согласно словам известной молитвы: «Достойно
есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и
Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и
славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога слова
рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
Мастер иконописного цеха ХПП МП «Софрино»
Е. Давыдова, осуществлявшая реставрационные работы
Албазинской иконы Божией Матери в 2002 году, обратила
внимание на особенности письма иконы: сильную выбеленность
личного письма, характерную для северных мастеров.
Кроме того, не только событийную сторону,
связанную с иконой, но и сам сюжет иконы можно прочесть как
«знамение». По отношению к сюжету – это чудо чревоношения.
Как пишет С. Снессорева, долгие годы собиравшая Богородичные
иконы и сведения о них: «В древние времена, особенно на
Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово…».
То есть, образ чревоношения стал символом воплощения Слова
Божиего, которое, обретя плоть, вскоре должно было явить эту
Божественную плоть всему миру, что и было проявлением чуда.
Учитывая мнение реставраторов, можно предположить, что время
написания Албазинской иконы – конец XVI – начало XVII вв. К
этому времени относится и появление первых икон в Сибири,
которые первоначально завозились из европейской России
казаками-первопроходцами, священниками, присылались
церковными властями. Собственно сибирская школа иконописания
сложилась позже и, конечно, на нее оказывали влияние все уже
сложившиеся к тому времени иконописные школы. Исследователи
- Н.Г. Велижанина, С.А. Белобородов, Н.А. Гончаров начало
собственно сибирского иконописания относят к 20-ым годам
XVII в. и связывают его с созданием в 1621 году Сибирской
епархии с центром в Тобольске и деятельностью первого ее
епископа Киприана (Старорусенникова), прибывшего в Тобольск
из Новгорода. Вместе с ним пришло из Новгорода и широко
распространилось в Сибири особое почитание иконы «Богоматерь
Знамение». Первой датированной сибирской иконой
исследователи называют именно икону «Богоматерь Знамение»,
написанную Спиридоном Иконниковым в 1624 году.
Однако, икона «Слово плоть бысть»,
по-видимому, была написана ранее 1624 года, причем именно
для храма, о чем свидетельствуют ее размеры, и привезена в
Сибирь. Письмо иконы характерно для северных мастеров:
сильная выбеленность личного письма, разделка золотом по
световым линиям одежд Пресвятой Богородицы, прописанные
золотом серафимы и херувимы, разделка фона облаками.
|