«Амурец», 1994 (стилистика и орфография сохранена)

 

Церковь для прихода св.апостола Иоанна Богослова

 

     Гости, прибывшие к назначенной минуте, несуетливо, поправляя

церковное одеяние, покидали «Волгу» и направлялись в районную

администрацию, где их ждала встреча е заместителем главы районной

администрации В.А.Максимовым. Гостей четверо. Епископ Благовещенский и

Тындинский Гавриил, он же управляющий Благовещенской епархией.

Протоиерей Валентин, настоятель Благовещенского храма и Благочинный

православных церквей Амурской области знаком нам по телепередачам и из

местной прессы. С ними — довольно молодой настоятель нашего будущего

храма — отец Сергий. Четвертый визитер, верующим ивановцам знаком по

многочисленным, проходившим в течение последних двух лет собраниям —

консультант областной администрации по связям с религиозными

организациями И.М.Веклич. К числу собравшихся за круглым столом

присоединились и председатель прихода святого Апостола Иоанна Богослова

Н.Г.Дударева, представители районной администрации.

     Делегация знакомит ивановцев с Указом, выданным клирику

Благовещенской Епархии священнику Сергею Васюкову «в том, что он 

назначается настоятелем прихода в честь «Св. Апостола Иоанна Богослова» в

Ивановке. Оговариваются условия сосуществования и существования

прихода, условия передачи Дома культуры в собственность прихода под храм.

     Но о многом пока говорить нет резона, и потому делегация отправляется

к месту будущего или, как правильней пока сказать, бывшего храма.

     По пути заходят в краеведческий музей. Их радушно встречают хозяева.

В. Г. Первушин проводит   краткое  знакомство с экспозициями.

     И вот священнослужители на месте. Понятно, немалая работа предстоит в

здании, простоявшем около 107 лет. Собравшиеся восстанавливают по

описаниям планировку: сцена - «на восход» — значит здесь был алтарь.

Центральный вход с запада замурован. Заделаны и окна. Вот здесь, в центре

помещения, предстоит сделать купол, который с колокольней вознесется над

крышей. «Проще новый храм построить», — мнение одного из мирских.

«Пока будем смотреть на то, что имеем. Необходимо деньги заработать. А там

видно будет», — ответ священнослужителя. Ему известно, что в прошлом

году содержание здания обошлось в 45 миллионов. Это и стало одной из

причин объединения работников культуры и киносети под крышу одного

здания - кинотеатра.

     Обходят здание снаружи — фундамент добротен. Отец Гавриил

интересуется границами приходской территории. Кто то пошутил: «Зачем

границы? Работники культуры тут же по соседству — народ молодой и за

территорией следить поможет». Батюшка поясняет: «Крестный ход только по

границам   проводим».

     Интересуюсь: «Почему-то вы не спрашиваете мною ли верующих?  На

собрания едва ли полсотни ивановских стариков собиралось. А вдруг станется,

что не пойдут люди в церковь? Опуская духовную сторону, это ведь и на

средствах скажется?»

     Отец Гавриил: «Вот эта сторона беспокоит меньше всего. Уверен,

появится в селе место, где можно свечку поставить — прийдут к нам люди».

     Спорить не берусь, известно, что почти каждая третья пара молодоженов

венчается в Благовещенске. Не тайна, что немало желающих или

нуждающихся сегодня в церковных обрядах; крещении, освящениях,

причащениях, отпеваниях.

     Одна из присутствующих рассказала, что, не имея возможности отпеть

покойника как полагается, местные старушки по просьбе родственников,

делают это сами. Отец Валентин тут же пояснил, что это не дает того ожидае-

мого покоя, результата отпевания без священнослужителя.

     Спрашиваю: «Вас не беспокоит конкуренция, если выразиться

по-мирскому, других религиозных групп. Средне-бельских евангельских

христиан-баптистов, к примеру, поддерживают и морально, и литературой не

только люди из области, но и из Америки».

     Отец Валентин: «Ничуть. Православные христиане никогда не

испытывали никаких ни враждебных, ни неприязненных, ни конкурентных, как

вы выразились, чувств к другим вероисповеданиям».

     Отец Сергий: «Я не сомневаюсь в силе, в истинности православной веры,

имеющей на Руси тысячелетние корни. Руси, называемой Святой именно

благодаря этой вере».

     Епископ Гавриил, светское имя которого Юрий Григорьевич

Стеблюченко — новая фигура в религиозной жизни области, имеющая, в

отличие от отца Валентина, право рукоположения   —   иначе   возведения в

сан, — назначении, утверждений религиозных обществ. (Наш приход, кстати,

утверждался, как мы уже писали, Хабаровским епископом). Дает ему такое

право, насколько мне известно, не только соответствующее образование, но и

принятие монашеского сана. С первых минут пребывания в Ивановской

администрации, он рассказал о планах возрождения - на Амурской земле

православия,  храмов.

     Отец Сергий все это время вежлив и внимателен. Заинтересованно

осматривает  территорию своего обитания, которому на какое-то время  (как

оговаривали в администрации — до наступления холодов) предстоит стать и

местом жительства в одном из кабинетов бывшего ДК. Ему — 25. Светское

имя —  Сергей Леонидович Васюков. Три года рука об руку вел службы с

настоятелем Благовещенского храма отцом Валентином. От комментариев и

оценок  пока воздержался, сославшись на беседу попозже. К предстоящему

большому ремонту, похоже, относится спокойно и уверенно. Епископ

Благовещенский  и Тындннский Гавриил, обратился ко всем жителям района с

просьбой пожертвовать фотографиями или рисунками, или какими-либо

другими документами, которые бы помогли восстановить внешний    облик

бывшего храма. Передавая вам, читатель, это обращение, добавлю: если у

кого-то, по счастью, сохранились такие документы, то в районном музее их

охотно примут и передадут священнослужителю. Кроме того, больших затрат

потребуют роспись помещения и оформление алтаря, для которого

наибольшую ценность и силу представляют старые иконы, которыми также

могут пожертвовать жители   района. Закончился визит посещением

Ивановского кладбища.

 

 

Е.ПЧЕЛИНЦЕВА